В данном материале представлены сведения по рынку судостроения. Рассмотрено: основные тенденции рынка судостроения, динамика контейнеровместимости, основные новости операторов рынка, проблемы, связанные с эксплуатацией, технические характеристики судов нового поколения, прогноз по экономии масштаба при эксплуатации контейнеров, краткие выводы.

В данном обзоре представлена информация по украинскому рынку судостроения, а именно, уровень влияния мировых сырьевых рынков на цены на морские судна. Рассмотрено: основные тенденции и характеристика рынка, факторы влияния со стороны спроса, динамика перевозок основных насыпных грузов с 2000-2015 гг., динамика индекса Bloomberg Commodity Index, обзор влияющих факторов со стороны предложения, динамика цен на новые построенные балкеры в зависимости от вида дедвейда суда с 2013-2016 гг., цены и объемы разобранных балкеров на металлолом, краткие выводы.

В данной статье рассмотрен рынок кораблестроения Украины, а именно: общие тенденции, ключевые факторы влияния, объемы перевозимых грузов водным транспортом, ведущие страны на рынке судостроения, сумма заказов, возможные направления развития украинского рынка судостроения.

В данном материале представлены основные тенденции развития рынка судостроения Украины. Рассмотрено: состояние отрасли, основные проблемы рынка отечественного судостроения, сравнение себестоимости производства в Украине с расходами в Европе и Азии, другие тренды рынка.

Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию относительно ситуации на украинском рынке судов. Рассматривается следующее: проблемы флота под украинским флагом, средний возраст торговых судов валовой вместимостью свыше 500 р.т. в Украине на начало 2013 года, основные причины кризисного положения судоходной отрасли Украины, мировой опыт государственного регулирования судоходства, опыт российского международного реестра судов, особенности украинского реестра судов.

Обзор представленный в данном обзоре содержит информацию относительно ситуации на рынке сухогрузных судов река-море Украины. Рассматривается следующее: анализ состояния существующего флота, доля Украины в структуре перевозок по Дунаю в 2010 году, объем украинского экспорта, идущего по реке в период кризиса 2008 года, количество буксиров, толкачей, самоходных сухогрузных судов и несамоходных сухогрузных барж, работающих на Дунае в 2010 году и из них под украинским флагом, возраст украинских суден на Дунае, средний возраст всех транспортных судов, находящихся под надзором регистра судоходства Украины, проекты судов внутреннего и смешанного река-море плавания, общие годовые эксплуатационные расходы на судна.

В обзоре представлена информация относительно ситуации на украинском рынке малого флота. Рассматривается следующее: цели воссоздания национального морского флота, годовые темпы роста объемов морских перевозок в Азовском, Черном и Средиземном морях, количество  судов смешанного плавания, используемых на перевозках и их грузоподъемность, дата постройки судов смешанного плавания в Украине, использование судов типа «река — море», средний возраст судов типа «река — море» в конце 2002 года, методы для воссоздания морского флота в Украине.

Данный обзор содержит информацию относительно ситуации на украинском рынке судостроения. Рассматривается следующее: регистрационная книга судов в Украине (регистрационный номер, номер IMO, позывной, год постройки, название судна, судовладелец, порт приписки, флаг, символ класса, тип, валовая емкость, длина, ширина, высота борта, чистая емкость, главные двигатели, тип, суммарная мощность, дедвейт).

В последние годы отрасль уже получила ряд налоговых и таможенных льгот, направленных на повышение прибыльности ее предприятий, но, видимо, для претендентов на приватизацию этого недостаточно. В связи с этим парламентом рассматривается очередной пакет льгот в виде государственных гарантий по кредитам судостроительным заводам, компенсации им части процентных расходов по кредитам, а также дополнительных налоговых послаблений. Все это должно оказать положительное влияние на металлургию и внутренний рынок металла в целом, ведь судостроение остается одним из приоритетных направлений увеличения потребления металла в стране. По различным оценкам на сегодняшний день судостроительные предприятия Украины загружены в среднем на ...

По прогнозам Министерства экономического развития Украины, эти стимулирующие меры позволят увеличить объемы производства на 35 %. По предварительным оценкам, судостроители смогут ежегодно строить не менее 30 судов и осуществлять текущий ремонт еще около 100. По нашему мнению, обозначенные меры (прежде всего, льготный режим налогообложения) призваны стимулировать в первую очередь экспортный потенциал отрасли. Это позволит сделать «прорыв» как в судостроении, так и в...

По оценкам АО УГМК, в 2010 г. емкость украинского рынка судолиста составила 16,7 тыс. т, за семь месяцев 2011 г. судостроительные и судоремонтные заводы закупили 19,2 тыс. т. Тем не менее эти показатели в разы ниже уровня 2008-2009 гг., когда загрузка украинских верфей была гораздо выше. В 2010 г. основными поставщиками стального листа, сертифицированного для использования в судостроительной отрасли, были...

Государство возвращается к прямой поддержке судостроения, которая была отменена в 2010 г., обещая добавить льготные кредиты. Но главный для корабелов вопрос о налогообложении импорта комплектующих, разрешение которого должно дать толчок комплектному судостроению, пока не обсуждается.

За 4 месяца 2010 г. поставлено покупателям 10 суден на $60,6 млн. В 2009 г. на воду было спущено 30 суден и плавсредств общей стоимостью $238 млн. При этом, если в прошлом году 19 суден получили иностранные заказчики и 11 отечественные, то в 2010 г. украинские заказчики получили 7 суден, а иностранные – 3. Таким образом, показатели работы отрасли в этом году, в лучшем случае, будут сопоставимы с прошлогодними. При этом перспективы выглядят еще более мрачными. Портфель заказов отрасли составляет всего 16 единиц на $210 млн. Характерно, что весь зарубежный заказ составляет контракт ФСК «Море» на производство скоростных десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» по заказу КНР. Причем, закладка первых двух кораблей произойдет, в лучшем случае, в сентябре.

В отношении судостроения, подчеркивают аналитики, стоит иметь в виду обратно пропорциональную зависимость между количеством поставленных судов и уровнем ставок на морские перевозки. Рост фрахта повышает спрос на тоннаж, однако его избыток тащит фрахтовый рынок вниз. Если хотя бы 60-70% заказанных судов, несмотря на все задержки и отмены контрактов, будет поставлено, это основательно подорвет веру в дальнейшее благополучие фрахтового рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Заметим, для украинских судостроителей 2009 г. выдался особо благоприятным (большинство заводов увеличили объемы реализации продукции), что эксперты объясняют повышенным спросом на перевозку грузов небольшими партиями и малым тоннажем в течение года. Однако есть угроза насыщения этого сегмента рынка в 2010 г.

Локомотивами украинского судостроения сегодня являются «Залив», Wadan Yards Okean и «Херсонский судостроительный завод» (ХСЗ), которые обеспечили порядка 60% объемов производства всего отечественного судостроения в 2009 г. Именно эти заводы, по информации вице-президента ассоциации «Укрсудпром» , а сегодняшний день более-менее обеспечены заказами. По данным министра экономики, портфель заказов отечественных судостроителей на конец 2009 г. составил 40 судов, общая стоимость которых $352,5 млн. В том числе, по данным Минпромполитики, в минувшем году украинские верфи заключили контракты на $170,5 млн. Портфель заказов «Залива» сегодня составляет шесть суден на общую стоимость около 370 млн. грн. Кроме того, завод ведет переговоры по привлечению еще 20 заказов, суммарная стоимость которых составляет не менее 50 млн. евро. За прошлый год предприятие увеличило объемы реализованной продукции до 451,2 млн. грн., что на 73,2% больше 2008 г. По прогнозам экспертов, этот год предприятие закончит с результатами не хуже прошлогодних.

Отечественное судостроение получило еще один шанс возродиться. Экономический кризис подталкивает западных судовладельцев к поиску более дешевых вариантов строительства промышленных и коммерческих судов. Поэтому все больше заказов уходит из Западной Европы в Восточную, а также в Китай. Украинские судостроительные предприятия — одни из немногих в мире, способных предложить оптимальное сочетание цены и качества продукции. В нашу пользу — дешевая рабочая сила, близость к морю, еще сохранившиеся опытные кадры и хорошая школа корабелов. И украинские заводы должны воспользоваться этими преимуществами для привлечения заказов в страну, чтобы отрасль получила импульс к развитию.

В 2008 г. руководство Херсонского судостроительного завода заявляло о наличии заказов на полнокомплектные суда, приступить к реализации которых планировалось в ближайшее время. Но кризис не дал судостроителям осуществить задуманное: по их словам, речь сегодня идет не об увеличении объема заказов и переходе на полнокомплектное судостроение, а скорее о выживании и о сохранении завода как производственной единицы.Сегодня производство ориентируется на строительство корпусов судов. Черноморский судостроительный завод строит суда с 70%-ной готовностью. Если будут заказы на полнокомплектные суда — мы будем рассматривать такие предложения.В то же время, полагают эксперты, конъюнктура мирового рынка сегодня вполне способствует закреплению на нем продукции украинского машиностроения.

Если верить официальной статистике, то объем производства в судостроительной отрасли Украины сократился на 23,7%. За прошлый год судостроительные и судоремонтные заводы Украины построили всего тридцать судов и плавучих средств общей стоимостью 238,2 млн. долларов. Основными заказчиками украинских предприятий выступили иностранные судовладельцы из Норвегии, Голландии, Германии, Болгарии. Для отечественных заказчиков построены одиннадцать единиц судов, включая несамоходный плавкран, сухогрузы типа “река-море” (8 единиц), судно-бункеровщик и земснаряд.

3 декабря Комиссия МОУ из 4-х претендентов, участвовавших в конкурсе на право строительства корветов, определила победителем ГАХК «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ), который набрал наибольшее количество баллов.Оценка конкурсных предложений осуществлялась по 19 критериям, основными из которых были: наличие необходимого оборудования, технологий и кадрового потенциала для строительства корвета, опыт постройки различных военных кораблей, а также способность самостоятельно финансировать строительство в течение шести месяцев.Весьма оперативно, уже 17 декабря, МОУ подписало с ЧСЗ контракт на производство первых 4-х корветов. Их спуски на воду запланированы на 2012-й, 2014-й, 2016-й и 2017-й годы, всего же до 2026 г. намечено построить 10 кораблей. Стоимость головного корвета оценивают в 250 млн. евро, серийного – 200-210 млн. В Европе подобный корвет стоит 300-340 млн. евро.

Согласно данным Минпромполитики, по росту объемов производства на рынке лидировал Херсонский судостроительный завод. Предприятию удается демонстрировать рост на 50% уже второй год подряд. Объем производства и услуг ХСЗ за десять месяцев 2009 года составил 489 млн. грн. С учетом строительства якореукладчика, который планируется сдать до конца года, эта цифра может увеличиться до 600 млн. грн.Спуском на воду несамоходного плавучего крана и корпуса танкера-химовоза в этом году могут похвастаться и на киевском заводе Ленинская кузница. Но, не имея больше заказов, предприятие ищет себя и в машиностроении.