Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию относительно ситуации на украинском рынке резинотехнических изделий. Рассматривается следующее: объемы производства шин для легковых и грузовых автомобилей, а также для сельхозмашин, мотоциклов, камер в Украине в 2012 году, изменения по отношению к 2011 году, объемы выпуска шин в разрезе основных производителей, показатели внешней торговли шинами в Украине в 2012 и 2011 гг., объемы производства резинотехнических изделий в Украине в 2012 году (резина регенерированная, полуфабрикаты резиновые, трубы, трубки, рукава, ленты конвейерные и приводные ремни , уплотнители , ткань прорезиненная, покрытия для пола, изделия из вулканизированной резины прочие, изделия из литьевой резины прочего назначения, каучуки).

В первом полугодии в Украине произведено 2365 тыс.шин всех видов, что составляет 99,5% от объема за соответствующий период прошлого года. В июне выпуск шин всех видов составил 441 тыс.штук, увеличившись по сравнению с маем на

За 4 месяца "Росава" продала продукции на 62,3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Увеличение продаж объясняется не только ростом выпуска продукции, но и улучшением ее качества и увеличением реализации шин более дорогих сегментов. Так, в Германию продано шин в 5 раз больше, чем за аналогичный период

В I квартале в Украине произведено 1180,3 тыс. шин всех видов, в том числе в марте - 437,7 тыс. При увеличении роста шин для легковых автомобилей значительно снизилось производство других видов шин (грузовых, для сельхозтехники)

В августе 2010 г. по отношению к июлю этого же года импорт синтетического каучука сократился на 2%. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. темп сокращения данного показателя составил 5%. В сентябре 2010 г. по отношению к предыдущему месяцу импорт данного вида продукции возрос на 16%. Темп прироста показателя по сравнению с сентябрём 2009 г. составил 5%. Экспорт синтетического каучука в сентябре 2010 г. по отношению к августу этого же года увеличился почти в

Рынок автомобильных покрышек украинского производства, по предварительным итогам, сократился в этом году более чем на 40%. Так, по данным Госкомстата, в прошлом году было произведено более 7,4 миллиона автошин. А в этом, по словам производителей, показатель достигнет отметки лишь 4,3 миллиона штук. Притом, что за последние несколько лет производство увеличивалось на 15-20%, а по итогам первого полугодия 2008-го было изготовлено на 40% больше шин, чем за аналогичный период прошлого года.

На украинском рынке формируется дефицит качественных импортных шин для легковых автомобилей. У отечественных производителей есть шанс удовлетворить этот спрос. Активность со стороны импортеров едва ли не единственный пример в отрасли. Экономический кризис и нестабильность курса доллара в Украине ухудшили положение многих продавцов импортных шин. За последние два месяца основные игроки успели дважды поднять отпускную цену на резину: в конце сентября она повысилась на пять-десять процентов, а в конце октября — еще на 15–20%.

Россия является основным покупателем украинских шин. На нее приходится 57,7% всего украинского экспорта в количественном выражении. Доля украинского экспорта в стоимостном выражении - 25,8%. Они продавались по средневзвешенной цене $20,0/шт. (украинские шины продавались в среднем по $25,8/шт., в том числе в Беларусь по $30,7/шт.). Экспортные поставки резиновых изделий в Украину из Беларуси по сравнению с аналогичным месяцем 2007 г. увеличились на 53%, в т. ч. шин - почти на 55%. Завод массовых шин ОАО "Белшина" в 2009 г. завершит техническое перевооружение (установку нового немецкого оборудования), что позволит обеспечить ему новый уровень качества легковых шин и снизить себестоимость продукции, увеличить их конкурентоспособность на мировом рынке.

В импорте шин в Украину, в частности, в количественном выражении, весомую долю занимают шины для велосипедов, которые в стране не производятся. По итогам I квартала на этот вид шинной продукции приходится 55% всех импортируемых в страну шин. Производство шин всех видов, по данным, в мае составило 613 тыс. шт. и увеличилось по отношению к апрелю на 4,9%. С начала года выпуск шин по отношению к январю-маю 2007 г. характеризуется повышательной тенденцией в 2,4%.

В импорте из Европы около половины всех поставок шин (43,9% - по тажу, 58,1% - по количеству и 46,7% - по стоимости) приходится на Финляндию. Финская компания Nokian Tyres (имеет заводы в Финляндии и России) имеет в Украине уже 25 шинных центров и намерена увеличить их количество в ближайшее время до 34. Сеть шинных центров Vianor продает шины для легковых автомобилей и микроавтобусов, а также для грузовых машин как собственного производства, так и сторонних компаний. В целом во внешней торговле шинами за I квартал положительное сальдо составляет $10,6 млн. По сравнению с тем же периодом 2007 г. оно увеличилось на $7,4 млн.

Из-за сокращения производства в 2007 г. уменьшился и по весу, и по количеству и экспорт шинной продукции. Так, по итогам 11 месяцев в весовом отношении экспорт шин по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. уменьшился на 1,9%, а в количественном - на 8,6%. Значительная часть внешнеторгового оборота Украины в торговле шинами приходится на Россию. Так, за 10 месяцев 2007 г. на Россию приходится 36,8% общего экспорта шин по тажу, 49,6% - по количеству и 33,2% - по стоимости.

Шинная продукция занимает существенную долю во внешней торговле продукцией резиновой отрасли. На нее приходится свыше 75% всего экспорта и более 35% импорта. В импорте резиновой промышленности значительную часть занимают каучуки (натуральный и синтетический). На них приходится около 25% импорта отрасли. Остальное приходится на различные виды РТИ.

На украинском рынке шин происходят существенные изменения. Уменьшились объемы производства и экспорта, зато значительно увеличилось предложение импортного товара. Если по итогам 8 месяцев 2006 г. во внешней торговле шинами наблюдалось положительное сальдо в $8,4 млн., то в текущем году превышение импорта над экспортом составило $24,9 млн. Так, экспорт легковых шин сократился на 197187 шт., в то время как импорт легковых шин вырос на 708705 шт.

Импорт грузовых шин более диверсифицирован, чем легковых. Большая часть грузовых шин (по количеству) экспортируется в страны СНГ - на них в первом полугодии приходится 67% всего экспорта. По стоимости доля стран СНГ значительно ниже - 36,6%. По тоннажу на страны СНГ приходится 45,9% всего экспорта.

Определяющими факторами развития промышленности РТИ в Украине являются уровень развития потребляющих отраслей и цены на сырье и вспомогательные материалы. Важно напомнить, что Украина практически не имеет собственного производства каучуков и вынуждена импортировать большинство компонентов для изготовления РТИ. Цены на них в последнее время имеют устойчивую тенденцию к росту. Кроме того, оборудование многих украинских заводов устаревшее или достаточно сильно амортизировано. Существует много мелких предприятий, которые не имеют современного резиносмесительного оборудования и работают на готовых смесях, производимых крупными заводами отрасли. Ассортимент их продукции довольно ограничен.

Выпуск резиновых изделий в январе-октябре увеличился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако в производстве шин наблюдается отставание на 4,3%. В октябре в стране произведено 624 тыс. шин, или 89,7% к уровню октября 2005 г.

В сентябре, по данным Госкомстата, в Украине произведено 596 тыс. шин.

По данным Госкомстата, в мае выпущено 553 тыс. шин, на 14,1% меньше, чем в мае 2005 г. Снижение объемов выпуска (на 3,7%) наблюдается и в январе-мае.

В августе в ЗАО “Росава” план по выпуску шин был напряженным, особенно по грузовым шинам. Однако выпуск легковых шин по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. значительно снизился, к тому же на складах скопились значительные остатки продукции.

По данным Госкомстата, в августе в Украине произведено 611 тыс. шин.