Впрочем, ушли в основном мелкие импортеры. Тем не менее, по оценкам операторов, доля отечественных производителей на рынке офисной мебели в 2010 г. увеличилась с 55% до 60%. Сейчас почти вся дешевая офисная мебель — отечественного производства; среднеценовой сегмент рынка “офиски” импортеры и производители делят приблизительно поровну. А вот мебель верхнего ценового сегмента — почти вся импортная (из Италии, Испании, Германии, Румынии). Продавцы импортной мебели с легкостью перестраиваются на продукцию местных производителей. Эксперты прогнозируют, что в 2011 г. доля продукции отечественного производства достигнет

Изменилась в этом году и структура мебельного рынка. В докризисный период украинские офисы активно меняли мебель как для рядовых сотрудников, так и для руководителей, на которых приходилось до 40% продаж в сегменте офисной корпусной мебели. В этом же году частные компании готовы вкладывать средства только в замену столов и стульев для «офисного планктона», в результате чего доля продукции для персонала выросла до 80% продаж. При этом большинство компаний по-прежнему стремятся сэкономить на покупках, что привело к усилению позиций низкого ценового сегмента, на который сейчас приходится более половины всех продаж этой категории товаров. В частности, если еще два года назад элитный сегмент (комплект стул и стол обходился компании более чем в $2 тыс.) занимал 15% рынка, то сейчас — 10%, а доля среднего сегмента ($500–2 тыс. за комплект) упала с 50 до

В то же время, мебель для руководителя, в особенности крупные готовые комплекты из 7-11 единиц мебельной продукции и вовсе подешевели летом на 5-6% в долларовом эквиваленте. Если отойти от самого объема рынка и цен на нем, то следовало бы поговорить о том, что есть абсолютно разные подходы в процессе благоустройства того или иного офисного помещения. В первую очередь мы хотели обратить внимание на то, что

Не исключено, что по итогам 2010 г., по сравнению с 2009 г., реализация мебели среднего ценового сегмента сократится на 15%, а мебели низкого ценового сегмента - останется на уровне 2009 г. Участники рынка полагают, что львиная доля офисной мебели по-прежнему будет реализовываться через специализированные сети

В 2009 г. корпоративные клиенты предпочитали ремонтировать, а не покупать новую мебель. Как результат, рынок мебельного сервиса вырос на 10%. Несколько лет назад, видимо, предвкушая скорое насыщение мебельного рынка, многие крупные операторы начали активно предлагать своим клиентам и мебельный сервис. Более того, преуспевшие в этом деле и разведавшие отдельный вид бизнеса, оказались более защищенными в условиях кризиса, чем другие игроки рынка. Ведь если к концу 2009 г., по прогнозам операторов, продажи мебели в целом сократятся на 40% в денежном выражении, а рынок офисной мебели — более чем на 55%, то объем рынка мебельного сервиса увеличится на 10%.

Украинский рынок офисной мебели представлен как отечественными, так и зарубежными производителями. Эксперты отмечают, что сейчас на рынке офисной мебели предложение явно опережает спрос. Характерной чертой сегмента в 2007 году стало увеличение количества продаж продукции украинских предприятий и улучшение качества этой продукции. При изготовлении мебели крупные украинские производители используют те же материалы и технологии, что и зарубежные мебельщики. Причем если раньше наши компании работали лишь с самым недорогим сырьем, то теперь ассортимент используемых материалов заметно расширяется. Все больше отечественных производителей осваивают изготовление мебели из массива ценных пород дерева, стекла, камня, отделывают ее шпоном.

Ныне, демонстрируя открытость своего бизнеса, недостаточно выстраивать стеклянные фасады и прозрачные коридорные перегородки. Стены, выкрашенные в корпоративный цвет, тоже мало что скажут о командном духе в коллективе. Другое дело — мебель. Каждый день она участвует во всех удачах и неудачах больших и маленьких компаний: на столах подписываются «контракты века», в шкафах и тумбах хранятся бесценные документы. И даже вешалка в холле способна влиять на ход переговоров, если ее типичная «безымянность» превращена умелыми дизайнерами в достоинство. Такое привычное для рабочего пространства понятие, как «безликие, зато эргономичные», безнадежно устарело. Нынешний тренд — инвестиции в дизайнерскую офисную мебель, которая, помимо своих прямых обязанностей (те же функциональность и удобство), особо ярко подчеркивает статус компании, ее успешность и прогрессивные взгляды.

В настоящее время предприятия по производству разных видов мебели можно подразделить на три группы: крупные с ежемесячным выпуском продукции на сумму не менее 220 тысяч долларов, Их доля составляет 3-5%; средние, выпускающие мебель на 25 - 35 тысяч долларов в месяц, на которые приходится 60-65% общего числа продуцентов; мелкие с выпуском продукции на сумму менее 25 тысяч долларов в месяц (30%). Сегменты мебельного рынка классифицируются в зависимости от вида выпускаемой продукции (для жилых помещений, офисов и специализированная), а также от ценового диапазона (низкий, средний и высокий). Наибольшим спросом у населения Украины пользуется мебель средней стоимости. Примерно половина украинских предприятий производят мебель для жилых помещений, а остальные - как для дома, так и для офиса.

Рынок офисной мебели по-прежнему растет быстрее, чем мебельный рынок в целом. По усредненным оценкам операторов, в прошлом году офисной обстановки в Украине было продано примерно на 30% больше (общий рост рынка - около 25%), чем в 2005 г. В денежном выражении, по официальной статистике, доля сбыта мебели для офисов в 2006 г. составила около 18% в структуре сбыта всей мебели, или около $300 млн. Однако, по данным операторов, офисной мебели в Украине продается гораздо больше. Доля офисной мебели с учетом теневого производства и "серого" импорта в настоящее время составляет 35-40% мебельного рынка Украины в денежном выражении. Если это действительно так, можно подсчитать объем продаж мебели для офисов: в 2006 г. в Украине было продано мебели на $1,4 млрд., значит, продажи офисной мебели составили не менее $500 млн. В прошлом году произошло смещение в сторону увеличения доли импорта.

Столичные бизнесмены всерьез задумались об имидже своих компаний, начав меблировать дорогой офисной мебелью не только собственные кабинеты, но и рабочие места персонала. Специалисты прогнозируют, что продажи изделий в элитном сегменте вырастут по итогам года на 50%. При этом ранее доминировавшие в нем итальянские и немецкие производители начали терять свои позиции, уступая лидерство украинским компаниям. Если пару лет назад дорогую корпусную офисную мебель можно было увидеть разве что в кабинетах руководителей, то сейчас ситуация изменилась. По прогнозам, нынешняя тенденция приведет к росту доли элитной продукции с прошлогодних 30 до 40% по итогам 2007 г. Причем в основном это будет происходить за счет укрепления позиций местных предприятий, тогда как импортная немецкая и итальянская мебель станет терять свою долю.

Существующее на данный момент предложение на рынке способно удовлетворить практически любые запросы заказчиков. Сегодня только на киевском рынке работает около 200 компаний-производителей и дилеров офисной мебели. В начале текущего года наше издание проводило заочный круглый стол, в котором игроки рыночного сегмента офисной мебели обсуждали вопрос влияния мебели на формирование имиджа компании. В данном материале хотелось бы уделить внимание такому немаловажному аспекту, как эргономичность офисной мебели, ведь эта характеристика напрямую отражается на работоспособности сотрудников.

Отличительной чертой рынка монтажных конструктивов является стабильность. Насколько этот рынок готов к появлению новых продуктов, воплощающих современные требования к размещению и защите оборудования? Кажущаяся незатейливость монтажных шкафов и конструктивов, а также то, что зачастую они приобретаются как дополнение к активному оборудованию или СКС, создают впечатление, что шкафы не требуют серьезных затрат.

Сегодня ни для кого не секрет, что мебель для офиса играет не последнюю роль в формировании имиджа компании. Стиль, в котором она выдержана, отражает особенности бизнеса и направление деятельности организации. Именно поэтому к выбору офисной мебели нужно подходить с высокой степенью ответственности, привлекая профессионалов и консультируясь с производителями и поставщиками. Кроме того, нельзя забывать и о комплексности при обустройстве офиса, поскольку только такой подход сможет гарантировать гармоничное и функциональное распределение офисного пространства.

Массовый покупатель офисной мебели в Одессе предпочитает недорогую, преимущественно отечественную, продукцию. Причиной, подвигающей клиента заказать мебель по индивидуальному проекту, далеко не всегда становится желание быть оригинальным. Чаще дело в банальной нехватке площади в офисе. Типичная контора маленькой фирмы — это переоборудованная квартира. Чтобы угодить такому клиенту, производителю приходится быть изобретательным, творчески подходить к использованию стен и вообще каждого квадратного сантиметра. По той же причине одесские бизнесмены не торопятся переходить на популярный на Западе формат open space (это огромные помещения‑муравейники, где рабочие места разделены только перегородками).

Нынешний сезон преподнес мебельщикам приятный сюрприз — продажи их продукции заметно выросли, причем спада не было даже летом. К традиционно активным столичным покупателям добавились регионалы, которые уже не экономят на офисных интерьерах. Этот факт заставил производителей активнее осваивать локальные рынки и инвестировать в расширение мощностей, которые уже не справляются с возросшими объемами.

В условиях насыщения рынка офисной мебели производители все больше ставят на прямые продажи. Темпы роста продаж офисной мебели (как отечественной, так и импортной) в прошлом и нынешнем годах начали опережать общий ежегодный прирост мебельного рынка в Украине. По оценкам операторов, объемы реализации офисной мебели в 2004 г., по сравнению с 2003 г., вырастут на 30%.

РЫНОК В ЦИФРАХ Товары, реализуемые на рынке, — офисная мебель: столы, стулья, шкафы, стеллажи, тумбы, мягкая офисная мебель. Объем продаж в 2002 г. — $200-220 млн в розничных ценах (примерно на 10% больше, чем в 2001 г.). Количество операторов — крупных около 20. Доля импортной продукции — около 10% в денежном выражении.

Когда торговец говорит, что на рынке резко ужесточилась конкуренция, это не значит, что вечером он прилег почить на лаврах, а на рассвете его разбудил мерный топот батальонов конкурента.

Прогноз замедления темпов прироста продаж офисной мебели в 2003 году не подтвердился. Несмотря на то, что кабинеты руководителям покупают значительно реже, чем оперативную мебель для персонала, объемы реализации кабинетных комплектов выросли в количественном выражении на 9-15%, в денежном - более чем на 20%.

Отечественные производители, кому позволяют финансовые ресурсы и технологическая база, начинают понемногу составлять конкуренцию импортерам дорогой мебели