В исследовании представлены основные аналитические данные по рынку консалтинговых услуг Украины, рассматривается: динамика роста оборота рынка консалтинговых услуг в Европе за 2013-2015 гг., сравнение оборота рынка консалтинговых услуг и ВВП стран, рейтинг топ-20 лучших консалтинговых фирм за 2015 год, динамика емкости рынка консалтинговых услуг Украины за 2007-2015 гг., отраслевая структура рынка, количество действующих предприятий по направлению консалтинга, объемы реализованных услуг предприятий Украины за 2015 год, краткие выводы и прогнозы.

Статья содержит аналитические сведения по рынку консалтинговых услуг Украины, а именно: тренды рынка консультационных услуг Украины в отчетно году, динамика емкости рынка консалтинговых услуг в Украине с 2007-2015 гг., структура рынка в разрезе отраслей, темп сокращения консультационных услуг в 2015 г., десятка крупных консалтинговых компаний по оказанию консультаций налогооблажений, бухгалтерии и аудита, комментарии эксперта по рынку, топ-7 компаний по чистому доходу за 2014 г., ценовая политика рынка.

В обзоре представлена информация относительно ситуации на украинском рынке консалтинговых услуг. Рассматривается следующее: ограничения, которые не позволяют рынку консалтинговых услуг стремительно расти, доля Киева на рынке консультационных услуг, доля консультационных услуг Украины в ВВП, емкость рынка консультационных услуг в Украине в динамике с 2007 по 2014 гг., емкость рынка консультационных услуг в Украине в 2009 году по сегментам, мировые лидеры на украинском консультационном рынке, востребованность консультационных услуг, основные потребители консультационных услуг, причины отказов МСП от услуг консультантов, спрос на отдельные виды консультационных услуг, заинтересованность консалтинговых компаний в обучении/

Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию относительно рынка маркетинговых исследований Украины. Рассматривается следующее: показатели объема рынка маркетинговых исследований в Украине в динамике с 2003 по 2013 гг., темпы роста/падения объема рынка маркетинговых исследований, крупнейшие операторы украинского рынка маркетинговых исследований, доли операторов на рынке маркетинговых исследований Украины, структура  рынка маркетинговых исследований в Украине в разрезе категорий заказчиков, средневзвешенная цена маркетинговых исследований в Украине в период с 2007 по 2013 гг., распределение заказов на маркетинговые исследования в разрезе основных рынков, компании, представленные на рынке B2B, отраслевое распределение заказов на маркетинговые исследования, удельный вес разных методов в общем объеме маркетинговых исследований, компании, которые проводят количественные исследования, структура рынка маркетинговых исследований по типу дизайна, количество задействованных сотрудников в компаниях и многое другое.

В данном обзоре содержится информация про ситуацию, основные тенденции и прогнозы рынка консалтинговых услуг в Украине, а именно: цели исследования, рынок в разрезе стран, ёмкость рынка, ёмкость рынка по сегментам, проблемы развития рынка, пути решения проблем, перспективы развития. конкуренция (мировые лидеры на украинском консультационном рынке, структура собственности, специализация, количество сотрудников, число проектов, доход на одного сотрудника, проекты в сфере энергосбережения и экологии, источники информации, профессиональные объединения), потребители (характеристика МСП Украины, востребованность, спрос), обучение, тенденции и многое другое.

Емкость рынка консалтинга распределена следующим образом. Первое место занимает сегмент консалтингового рынка в информационных технологиях (27%), который составляет почти треть от общего объема. На втором месте — юридический консалтинг, который занимает 15% рынка. Далее идут маркетинговые исследования рынков (13%), финансовый консалтинг и аудит (11%), реорганизация и реструктуризация — 9%, сегмент обучающего консалтинга, куда входят тренинги и семинары — 5% и стратегическое планирование — 4%. Отдельно выделены виды консалтинга, которые занимают незначительную часть в сегменте — от 4 до 0,3%. Это консалтинг по оценке стоимости, управление персоналом, разработка бизнес-планов, энергосбережение, сертификация и

Спрос на маркетинговые исследования настолько велик благодаря тому, что руководители компаний хотят обладать всевозможными данными о рынке, особенно о том, как изменилась рыночная ситуация. Кроме того, большой спрос на аналитическую функцию говорит о том, что для них также важен контроль внутренних и внешних показателей компании (динамика продаж, рыночная доля, количество новых клиентов и прочее), т.к. сейчас как никогда важно быстро реагировать при малейших отклонениях от «нормы». Маркетинговые мероприятия все так же популярны. Что касается маркетинговых мероприятий (выставки, семинары, конференции), то, как их раньше проводили, так и продолжают проводить, несмотря на кризис. Однако, подход к выбору и организации мероприятий сместился в сторону поиска максимально эффективных решений. Придётся поломать голову, как бы заинтересовать больше клиентов с минимальными вложениями. Следует отметить, что более

Сейчас наибольшим спросом на рынке пользуются консалтинговые услуги в сфере IT (27% рынка в 2009 году), юридические консультации (15%) и маркетинговые исследования (13%). Международные компании занимают 80% в сегменте финансового консалтинга и аудита (Deloitte, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG и др.), по 40% в сегменте маркетинговых услуг (AC Nielsen, GfK, TNS и др.), управленческого консалтинга (McKinsey & Company, Boston Consulting Group, Bain & Company и др.) и консалтинга в сфере управления персоналом (Brain Source International, Manpower, CDS Recruiting и др.). Прогнозируется сокращение количества операторов рынка за счет ухода мелких компаний, которые при невысокой рентабельности на рынке - 10-15% - не имеют высоких объемов продаж. Рост рынка консультационных услуг в Украине начнется в

Concorde Capital возглавил рейтинг крупнейших финансовых консультантов в Украине по количеству сделок в 2008 году согласно исследованию ISI DealWatch. По итогам 2008 года Concorde Capital осуществил 6 сделок в инвестиционно-банковском секторе

Чтобы разобраться в причинах неудач и, возможно, подсказать варианты решения проблем, мы опросили маркетологов 25 крупных и средних украинских компаний, исследовательских агентств, на основании мнений которых был составлен рейтинг наиболее распространенных ошибок. Для исследования намеренно были отобраны те из них, которые относятся к жизненному циклу не самой компании, а конкретного продукта, торговой марки. А потому любая компания, даже самая опытная, не застрахована от ошибок. Прежде всего нас интересовали вопросы, касающиеся стратегического позиционирования, брендинга, промоушена, ценовой политики, поддержки продукта. Наиболее распространенной ошибкой в отечественной практике остается

Маркетинговый аудит (или, как его еще называют маркетинговая ревизия), в сущности, это оценка коммерческой состоятельности бизнеса, сферы хозяйственной деятельности, и поиск ответа на вопрос: есть ли перспективы у данного предприятия или фирмы на рынке. Поэтому цель маркетингового аудита — сформулировать вопросы, на которые необходимо получить ответы (желательно с помощью руководства того предприятия, где такой аудит проводится), обсудить их с тем, чтобы выявить имеющиеся проблемы и наметить пути их устранения.

Украинская ассоциация маркетинга провела экспертную оценку рынка маркетинговых исследований в Украине в 2006 году. Данные опубликованы в журнале "Маркетинг в Україні". Анализ и экспертная оценка основывается на собственных декларациях исследовательских агентств-членов УАМ а также на заключениях экспертов УАМ об основных тенденциях развития рынка маркетинговых исследований. Согласно с оценкой УАМ, в 2006 году объем рынка маркетинговых исследований составил около $ 33,5 млн (или больше 169 млн грн., без НДС), что свидетельствует о росте рынка на 35% без учета фактора инфляции.

Согласно официальным данным Аудиторской палаты Украины (АПУ), на 1 апреля в стране работало 2277 субъектов аудиторской деятельности. Условно можно выделить три основные категории аудиторов: компании «большой четверки», компании «реального сектора» и все остальные. Деятельность «большой четверки», в которую входят компании PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst&Young и KPMG, нет смысла сравнивать с отечественными аудиторами. В каждой из них работают около двухсот сотрудников — стоимость их услуг колеблется от 50 до 500 долларов в час, что в несколько раз выше тарифов отечественных аудиторов. По разным оценкам, доля рынка, которую занимают компании «большой четверки» в Украине, составляет от 50 до 75%. Западные фирмы, работающие у нас в стране, для прохождения аудита практически всегда отдают предпочтение этим компаниям.

Стремление украинских олигархов сделать из своих бизнес-империй "конфетку" и обеспечить себе международный имидж понятно - это позволит им зарабатывать больше денег в будущем. Пока же сами олигархи становятся источником заработка для других: они должны больше платить квалифицированному персоналу, биржам, юристам, аудиторам. Без последних сейчас украинским богачам ну просто никуда - ни на IРО выйти, ни пополнить свою империю за счет нового приобретения. В этом году, по оценке Еrnst & Young, украинские компании выложат за услуги аудиторов "большой четверки" (кроме названной компании, в нее входят Рricewaterhouse Coopers, КPMG и Deloitte & Touch) около $110 млн.

Украинский рынок недвижимости с момента своего зарождения и до сегодняшнего дня развивался преимущественно силами отечественных игроков. Доля иностранных девелоперов была ничтожно мала, но при этом реализованные ими единичные проекты (бизнес-центры "Подол Плаза", "Миллениум") по своему уровню были на порядок выше украинских. Однако, конъюнктура рынка постепенно меняется - на него медленно начинают просачиваться девелоперские компании стран ближнего и дальнего зарубежья, которым приходится преодолевать не только типичные для любого развивающегося рынка барьеры, но и явную незаинтересованность отечественных игроков в появлении сильных конкурентов.

Сегодня девелоперу коммерческой недвижимости уже не обойтись без консультанта. Новые девелоперские проекты в сфере коммерческой недвижимости вряд ли смогут рассчитывать на успех без привлечения профессионального консалтинга уже на самых ранних стадиях реализации. В то время как отечественные девелоперские компании приходят к пониманию роли консультантов, новые консалтинговые компании выходят на рынок, а уже присутствующие на нем расширяют свою деятельность.

На сегодняшний день рынок оценочных услуг достаточно развит, и как любой другой рынок работает в условиях жесткой конкуренции. Независимая профессиональная оценка имущества является необходимым элементом при совершении большинства операций с недвижимостью, а возникновение национальных и приход международных компаний в Украину подтверждает важную роль оценки. Для объективной оценки недвижимости важно учитывать цель проведения оценки, которая будет указана в отчете.

Сегодня рынок коммерческой недвижимости вошел в стадию качественного развития и роста. Девелоперы понимают, что без качественного консалтинга невозможно создать объект, который удовлетворил бы инвестора, потребителя и время. Стратегия создания недвижимости определяет будущий уровень рынка. Синергия этих двух компонентов формирует необходимую составляющую создаваемого рынка недвижимости. Однако при этом возникает вопрос - какие компании сыграют главную роль в становлении этого качества?

Торговцы знаниями - так называют себя специалисты McKinsey, Bain и BCG. Ежегодно офисы компаний работают над сотнями проектов в самых разных сферах бизнеса: ребрендинг банков, разработка стратегии развития ведущих российских и украинских ФПГ, прогнозы роста металлургического сектора и т. д. Главное слово в кодексе консультанта "большой тройки" - оптимизация. Одно из ключевых преимуществ консультантов "большой тройки", по их собственному мнению, - универсальность. Сотрудник McKinsey, Bain или BCG в среднем раз в два-три месяца меняет проект, место дислокации (которое зачастую находится в другой стране) и команду коллег.

Большинство людей, включая чиновников и предпринимателей, вкладывают в понятие «аудит» различное значение. В классическом понимании, аудит — инструмент повышения доверия к финансовой информации. Это не средство формирования финансовой отчетности и тем более не способ минимизации налогообложения. Он призван защитить общество от недостоверной финансовой информации. Однако, по мнению президента Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов Вадима Линника, украинские потребители аудиторских услуг к такому восприятию аудита еще не готовы. Поэтому в большинстве случаев аудиторы подстраиваются под условия рынка. Большинство предоставляемых украинскими аудиторскими компаниями услуг далеко от аудита. Причина кроется в Законе «Об аудиторской деятельности», принятом еще в 1993 году. Он давно устарел и полноценно не только не регулирует этот сегмент рынка финансовых услуг, но еще и вносит путаницу в определения и подходы.