В связи с сокращением объемов строительства жилых и коммерческих зданий и снижением покупательной способности населения не в лучшем положении оказались производители и импортеры подкровельной пленки. По их словам, в этом году существенного роста объемов сбыта не произошло, а в ходу сейчас дешевый товар. А коль скоро товар недорогой, то и требования к его качеству невысоки. Вадим Богацкий, руководитель отдела “Партнерские продажи” компании “ТПК”, отмечает, что, стремясь реализовать запланированные на 2010 г. объемы сбыта и сохранить конкурентоспособность, некоторые зарубежные производители заметно снизили качественные характеристики выпускаемой продукции.

Чтобы удешевить себестоимость этилена и полиэтилена соответственно, а также освободиться от давальческих условий сотрудничества, лобби инвестора предприятия — компании «Лукойл» — добивалось в Верховной Раде отмены пошлины и акциза на ввозимое сырье. Первой победы на заводе в этом вопросе уже добились — 8 июля 2010 г. депутаты отменили действующий акциз в размере EUR50/т и 6% ввозной пошлины на продукты нефтехимии, используемые для пиролиза. Это, очевидно, поспособствовало запуску этиленового производства на ООО. Ранее народные избранники и чиновники препятствовали внедрению этой инициативы, поскольку опасались, что этой схемой удешевленных поставок инвестор воспользуется для продвижения указанной продукции на украинский рынок. Документ усилил бы конкурентные преимущества «Лукойла» на нефтяном рынке в сегменте дизтоплива, чему бы отнюдь не обрадовались другие производители нефтепродуктов.

До сих пор отечественные потребители пользовались марками ударопрочного полистирола импортного производства.В этом году доминирующим поставщиком является Россия. Ее доля на нашем рынке по этому полимеру составляет 40%, 25% импорта осуществляет Германия, 16% товара завозится из Бельгии. Остальные объемы поступают из Польши, Венгрии и других по информации «Госвнешинформа».По ее словам, средневзвешенная стоимость импортируемых марок полистирола на текущий момент колеблется в пределах $1470-1530 за 1 т. За истекший год на рынке отмечается почти двукратное падение производства полистиролов в связи с кризисом, хотя сама по себе продукция считалась очень перспективной, поскольку в Украине недостаточно развито производство и потребление товаров строительной химии, к которым относят и полистирол.

Прогнозы экспертов относительно увеличения объемов продаж строительной (подкровельной и фасадной) пленки в 2007 г. сбылись, причем с лихвой. Напомним, что операторы предсказывали 30%-ный рост рынка в этом году, а на деле продажи уже увеличились на 35-40%. По предварительным оценкам компании “ТПК” (г.Киев; производство и поставка комплекса строительных материалов для крыш и фасадов; с 1992 г.; 1026 чел.), украинский рынок в 2007 г. потребит 45-50 млн кв.м подкровельной пленки по сравнению с 30-32 млн кв.м в 2006 г.

Ассортимент подкровельных пленок и мембран, представленный на украинском рынке, предназначен для применения в различных видах кровельных конструкций. Например, продукция "Гидробарьер" - оптимальное решение для простой неутепленной кровли и идеальное для хозпостроек. Для коттеджей и разного рода жилых и общественных зданий наилучшим решением для подкровельной гидроизоляции является супердиффузионная мембрана. В частности мембрана "Евробарьер Плюс" - универсальная мембрана для кровли как на обрешетке, так и на сплошном настиле. Не стоит опасаться того, что кровельная конструкция с примененной мембраной вместо пленки окажется дороже. Наоборот, при обустройстве кровли с обычной пленкой потребуется больше дерева, чем на кровлю с мембраной. И общая стоимость "пирога" в случае мембраны окажется на том же уровне, что и стоимость конструкции с пленкой, а иногда и ниже. Необходимо помнить об обязательности использования еще одного элемента утепленной конструкции - пароизоляции (например, ТМ "Паробарьер"), главной задачей которой является защита гидрофобного утеплителя от проникновения в него влаги изнутри помещения.

По различным данным, на украинском рынке 95-97% подкровельных материалов импортного производства. Использование подкровельного пространства в качестве жилого помещения - явление для Украины не новое, однако популярным оно стало всего несколько лет назад. Сегодня мансарды обустраивают как в коттеджной, так и в городской застройке. И если банальные чердаки не требовали от строителей применения каких-то специальных материалов, то оборудование мансардного помещения подразумевает обязательное использование подкровельных пленок. Данный материал призван продлить срок службы утеплителя, поскольку последний при увлажнении теряет свои теплоизоляционные характеристики, что негативно сказывается на климате внутри помещения.

На украинском рынке представлен достаточно широкий ассортимент пленочных подкровельных материалов. Различаются они по назначению и технологии производства. По назначению подкровельные пленки делятся на гидроизоляционные и пароизоляционные. Основная функция гидроизоляционных материалов состоит в защите теплоизоляционного слоя кровельного "пирога" от возможного попадания в него наружной влаги. Поэтому гидроизоляционные пленки применяются, как правило, при устройстве скатных кровель со штучным или листовым покрытием (все виды черепицы, металлические кровли, шифер и т.д.). На украинском рынке гидроизоляционные пленки представлены материалами "Гидробарьер Д110", "Экобарьер", "Антиконденсат", "Ютафол Д" (Juta, Чехия), "Изоспан" (Россия), Delta (Dorken GmbH & Co.KG, Германия), "Lenko ML 110", "Lenko MSL 98", "Lenko ML Classic" (Marma® Polskie Folie, Польша), Strotex 110 (Folia-rex, Польша) и др.

Дефицит строительной пленки возник из-за повышенного спроса со стороны потребителей. В частности, Вадим Богацкий, руководитель направления по паро- и гидроизоляционным материалам компании "ТПК", говорит, что "компания рассчитывала на увеличение объемов продаж строительной пленки в 2005 г. на 35%. А получилось, что объемы продаж выросли на 55-60% ". К такому повороту событий компания Juta не была готова. И это несмотря на снижение темпов роста строительства в Украине в целом и темпов роста продаж других строительных материалов для кровли и фасадов в 2005 г. Факт увеличения спроса на подкровельную пленку специалисты объясняют тем, что, во-первых, сработало правило отложенного спроса. Кровельные работы, намеченные, к примеру, на лето 2005 года, по разным экономическим и политическим причинам были перенесены на осень. Во-вторых, возросло количество потребителей, которые хотят покрыть крышу по всем строительным нормам и правилам.

Российский рынок полимерных пленок характеризуется высокой активностью как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. В последние годы емкость этих рынков значительно увеличилась, причем рост вызван не только ростом импорта, но и стабильным увеличением объемов производства внутри России. В 2005 году емкость рынка выросла на 17% и составила 621,18 тыс. тонн, однако в 2006 году наблюдается снижение темпов емкости рынка, что объясняется несколькими факторами. Прежде всего, насыщением российского рынка полимерной продукцией, а также январскими морозами. По оценке журнала «Хим-Курьер», объем производства полимерных пленок в 2005 году составил 445 тыс. тонн, что выше показателя 2004 года более чем на 14%. В структуре производства полимерных пленок наибольшие объемы (58%) приходятся на долю полиолефиновых пленок. В первом квартале 2006 года было произведено 90 тыс. тонн полимерных пленок, что на 6% больше, чем за 3 месяца 2005 года. В 2005 году начала меняться товарная структура производства полимерных пленок. Доля полиэтиленовых пленок сократилась на 3% и составляет теперь 58%. Сокращение доли ПЭ пленок вызвано интенсивным развитием производства БОПП пленок в России.

Вследствие повального увлечения коттеджным строительством увеличивается потребление подкровельных пленок