В материале представлена статистическая информация о динамике и объемах производства сухих строительных смесей в Украине за 2008- 6 мес. 2018 года.

Рынок отделочных материалов претерпел существенные трансформации, которые главным образом основывались на пережитом кризисе и изменениях предпочтений потребителей. Начавшийся кризис заставил большинство потребителей отделочных материалов экономить, что привело к увеличению потребляемых товаров в сегменте эконом-класс на 40 % и снижению в сегменте премиум-товаров. Такой вынужденный скачек привел к отрицательным результатам как для потребителей, так и для производителей ЛКМ. Падение спроса и сокращение продаж лакокрасочных материалов в период 2008–2010 гг. заставило производителей уменьшить объемы экспорта продукции либо замедлить темпы производства. Компании с малым производственным потенциалом полностью остановили выпуск своей продукции. А такие компании, как отечественный производитель «Лакма» и «Днепропетровский лакокрасочный завод» вообще прекратили свое существование. Не сегодняшний день основными игроками рынка ТКМ являются:

Новинки в отрасли появляются ежегодно и основная заслуга в этом дистрибуторов и представительств иностранных компаний, которые пытаются активно внедрять инновации на Украине. Отечественные производители пока отстают, занимая позиции последователей, выбирая низкие цены и оптимальную стратегию, которая обеспечивает возможность выпускать товары, что уже приняты рынком и хорошо себя зарекомендовали, а не разрабатывать новые решения для специфических нужд отрасли. Опыт иностранных производителей позволяет развиваться отечественной строительной отрасли в целом и рынку бетонных полов, в частности. Но существует еще ряд проблем и задач, которые необходимо решать «на местах». Именно решению проблем локального значения и посвящена работа большинства дилеров и дистрибуторов, которые стараются не столько представлять интересы одного конкретного иностранного производителя, сколько подобрать среди нескольких торговых марок ряд оптимальных продуктов, которые идеально подойдут для объективных условий работы на рынке. Именно поэтому среди компаний широко распространена схема представления

В конце осени 2008 года производители и импортеры отметили падение продаж настенной и напольной плитки. Пережив серьезные потрясения, рынок керамической плитки и керамогранита обрел новые черты. До 2008-го в Украине наблюдалось увеличение объемов продаж керамической плитки и керамогранита. Этому способствовало множество позитивных факторов. Увеличение благосостояния населения, развитие кредитования, доступная ипотека дали возможность приобретать квартиры и делать в них ремонт всем желающим. Общий рост жилищного, промышленного и коммерческого строительства также благоприятствовал стабильному развитию рынка. По оценкам специалистов, в 2006–2008-м сегмент ежегодно показывал рост около 25–30 %. По сведениям участников рынка, в докризисный период доля потребления плитки строительными объектами составляла порядка 50 %. Сегодня ситуация изменилась: возрос процент потребления плитки конечными покупателями, которые приобретают отделочные материалы для ремонта.

На рынке стро­ительных материалов профили­рованный лист проявил свой стальной характер. Используемый еще в строительстве «советских» зданий и достоявший до наших дней, он зарекомендовал себя как материал с хорошими физико­техническими характеристиками и широким функциональным назначением. Благодаря этому объемы его продаж постоянно растут и сегодня. Впрочем, и в будущем эксперты не видят причин для пессимистических прогнозов.

Ринок внутрішніх оздоблювальних матеріалів, незважаючи на розмаїття вибору, досі не задовольняє потреби споживачів. Популярне до недавнього часу слово «євроремонт» нині практично втратило сенс. Застарілі технології вже майже ніхто не використовує, а застосуванням у ремонті житлових чи офісних приміщень сучасних оздоблювальних матеріалів наразі нікого не здивуєш. Потреби споживачів у втіленні оригінальних дизайнерських рішень з урахуванням модних тенденцій змушують їх бути вимогливішими до асортименту та якості оздоблювальних матеріалів. Натомість, це стимулює операторів ринку до активного пошуку відповідного формату для реалізації продукції.

Столичные застройщики переходят на использование жидких штукатурок. В нынешнем году ходовым отделочным материалом в Киеве стали жидкие строительные смеси, продажи которых выросли за шесть месяцев на 50–60%. Первыми на новую тенденцию отреагировали импортеры, успевшие существенно нарастить поставки и потеснить позиции местных производителей сухих смесей. Последние намерены в ближайшее время взять реванш, освоив производство этого продукта на собственных мощностях либо разместив заказы на его изготовление на стороне. Применять жидкие штукатурки, являющиеся относительно новым продуктом, столичные застройщики начали только в последние годы. Поэтому денежная емкость этого рынка пока невелика, всего $4 млн по итогам 2006 г.

Рынок как традиционных, так и элитных декоративных штукатурок стабильно развивается, и, по мнению специалистов, в ближайшие несколько лет снижения интереса к данной продукции в нашей стране не предвидится. На сегодня дизайнерские решения офисных, а в особенности жилых помещений отличаются разнообразием: от неувядающей классики до стиля hi-tech. Дизайн современных интерьеров требует серьезного подхода не только к подбору соответствующей мебели, а также аксессуаров, но и определенному оформлению стен. И потому в последние годы все большей популярностью начинают пользоваться традиционные декоративные штукатурки (легкий рельефный рисунок) и штукатурки класса элит (венецианские, лессировки для стен и т. д. - высокохудожественные покрытия), оставляя на второстепенных ролях или в качестве логического дополнительного дизайнерского решения ветеранов данного сегмента - обои и краску. Основным преимуществом таких штукатурок специалисты называют возможность с их помощью создавать покрытия различных цветовых оттенков и с разными фактурами - "под мрамор", "гранит" и т. д., вписывающиеся в любое интерьерное решение дизайнера.

На украинском рынке представлены интерьерные декоративные штукатурки таких торговых марок, как Viero, Valpaint, Isaval (Италия), Oikos, Sadolin, Caparol, Tex-Color, ProfiTec, Mipa, Jafep (Германия) и др. По оценкам операторов рынка, объем отечественного производства декоративных штукатурок в 2005 г. составил около 40 тыс. т. Значительно меньше этих материалов было импортировано - около 10 тыс. т. Таким образом, емкость украинского рынка декоративных штукатурок в 2005 г. находилась на уровне 60 тыс. т продукции. На сегодняшний день рынок декоративных штукатурок - один из наиболее динамично развивающихся среди ССС. Темпы ежегодного прироста его емкости составляют, по разным оценкам, от 20 до 40%. В І полугодии 2006 г. темпы роста потребления декоративных штукатурок были несколько ниже среднегодовых. Повторилась ситуация аналогичная прошлогодней - долгая, холодная весна сдвинула начало сезона на более позднее время. Однако в летние месяцы, по информации крупных производителей этих материалов, этот показатель увеличился до 30%.

Перспективы рынка декоративных штукатурок, как и многих других строительных материалов, неразрывно связаны с объемами жилищного строительства в Украине. В I полугодии 2006 г. в экономике страны наметилась позитивная динамика — прирост реального валового внутреннего продукта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 4%. Наибольший прирост валовой добавленной стоимости наблюдался в строительстве — на 8,2%, говорится в исследовании компании Astera Professional Real Estate Services (Киев). Прирост объемов строительства связан, в первую очередь, с повышением (на 10%) объемов работ в строительстве завершенных сооружений. Так, показатели по строительству зданий (преимущественно жилых) увеличились на 15%. А прирост сбережений населения, значительная часть которых, как правило, перетекает на рынок готового и строящегося жилья, за январь-май 2006 г. составил 9811 млн. грн.

Обработчики натурального камня сдают рынок импортерам. В столице наблюдается "каменный" бум. Причиной такой тенденции стало повышение интереса к этому отделочному материалу со стороны архитекторов, частных застройщиков и мебельных компаний, специализирующихся на изготовлении кухонных гарнитуров. Однако местные производители вынуждены искать новые рынки сбыта, поскольку не выдерживают конкуренции с импортерами, объемы поставок которых стремительно растут. Пристальное внимание на камень застройщики обратили буквально несколько лет назад. Это сразу же привело к ежегодному 20-30%-ному увеличению объемов этого рынка, составившему в прошлом году порядка $20 млн. По оценкам производителей, в нынешнем году эта тенденция сохранится, а рост рынка может достигнуть 40%.

Каждое лето строители и бетонщики сталкиваются с дефицитом щебня. И каждое лето он возникает исключительно по причине того, что эти самые строители и бетонщики не хотят запасаться “каменной сыпью” загодя и в несезон замораживать собственные средства.