В материале представлена аналитическая информация по рынку гипсокартона в Украине в 2021 году. Рассмотрено: тенденции рынка гипсокартона в Украине, объем рынка гипсокартона в Украине в 2021 и 2020 гг., объем рынка гипсокартона в денежном выражении, динамика средних цен на гипсокартон в Украине в 2021 и 2020 гг.
В обзоре представлена аналитическая информация по рынку гипсокартона. Рассмотрено: объем рынка гипсокартона в мире к 2021 году, факторы, влияющие на рост рынка гипсокартона, основные игроки мирового рынка гипсокартона.
В материале представлены аналитические сведения по развитию рынка гипсовых материалов и изделий в Украине. Рассмотрено: комментарии экспертов по рынку гипсовых материалов и изделий в Украине, тенденции спроса в мировой отрасли гипсовых материалов, состояние гипсовой отрасли России, совокупная мощность всех предприятий на конец 2017 года, уровень загрузки мощностей страны, данные по строительству в Украине, комментарии производителей гипсовых смесей в Украине, краткие выводы.
Участники рынка утверждают, что в 2010 г. обстановка на нем несколько улучшилась: потребление выросло на 5-7%, по сравнению с 2009 г., увеличился экспорт в Россию и Казахстан. Но какого-то прорыва в 2011 г. все же не ожидается. Во всяком случае, до предкризисного уровня потребления
Основными игроками на украинском рынке гипсокартонных плит остаются компании Knauf, Lafarge и Saint-Gobain, первые две из которых имеют собственные мощности в Украине. В группе основных игроков лидирующие позиции сохраняются за Knauf (два завода в Украине общей мощностью 90 млн. кв. м/год), рыночная доля которой на сегодня оценивается экспертами в
Проанализировав уменьшения позиций на рынке в период кризиса, компания намерена построить собственный завод в Украине, ведь именно это позволило Knauf не только сохранить но и увеличить обьемы производства в этот же период. Saint-Gobain активно подготавливает площадь под застройку завода, уже куплены карьеры в Ивано-Франковской области, в соответствии с планом который озвучил Николай Троицкий, директор ООО “Сен-Гобен Строительная Продукция Украина” в конце 2010 года, инвестировать в строительство завода по производству гипсокартоновых плит около
Известно, что погоду на гипсокартонном рынке Украины делают три игрока: Knauf, Lafarge и Saint-Gobain. Первые две компании владеют собственными производственными мощностями в Украине: Knauf — заводами в Киеве и Соледаре (Донецкая обл.) общей производственной мощностью 90 млн кв.м продукции в год, Lafarge — предприятием в г.Артемовске (Донецкая обл.) мощностью 15 млн кв.м продукции в год. В кризисное время наличие производственных мощностей помогло компании Knauf укрепить свои рыночные позиции: по оценкам экспертов, их рыночная доля увеличилась с 68-70% до 80-82%. А вот Lafarge ощутимых рыночных дивидендов ее собственный завод
По мнению экспертов, стоимость гипсокартона зависит от многих факторов – толщины панели, дополнительных характеристик гипсокартонных листов (обычный, влагостойкий, огнестойкий) и от страны-производителя продукции (отечественные материалы либо импортные). Рассматривая стоимость, следует отметить, что на рынке существует гибкая система скидок, предоставляемых покупателю в зависимости от объемов покупки гипсокартона. В то же время можно наблюдать колебание в стоимости до 10% в зависимости от ценовой политики фирмы, реализующей гипсокартонные листы. Именно поэтому, эксперты не рекомендуют говорить о
Украинский рынок гипсокартона за девять месяцев текущего года потребил около 74,2 млн. кв. м продукции, что на 15,6% больше, чем за аналогичный период 2007 г. По сравнению с другими стройматериалами, рынок ГКП показывает неплохие результаты - темпы его прироста снизились всего на 11 п.п. Утверждают, что причина замедления заключается в том, что, во-первых, рынок ГКП связан не только со строительством, но и с реконструкцией зданий, а во-вторых, он реагирует на изменения, происходящем на рынке нового жилья, только по прошествии 6-12 месяцев, т.е. когда подходит время отделочных работ.
Рынок гипсокартона, доселе доставлявший торговцам чувство глубокого удовлетворения, начинает их разочаровывать. В первом полугодии 2008 г. он впервые за последние несколько лет прекратил рост. Участники рынка опасаются, что кризис носит системный характер. На продажи давит сразу несколько негативных факторов: резкое падение активности на рынке недвижимости, избыточные производственные мощности, удорожание продукции и нарастающий импорт недорогих альтернативных материалов от предприимчивых китайцев. Финансовые результаты двух последних лет не уставали радовать продавцов гипсокартона. В 2006 г. в Киеве (порядка четверти украинского рынка) было реализовано 15 млн кв. м этого материала на сумму $38 млн, а в 2007 г. — уже 20 млн кв. м — на $70 млн. Такой тренд рынка воодушевил его участников, которые имели все основания ожидать, что в 2008 г. он подрастет не менее чем на 30% в натуральном выражении.
Замедление темпов роста рынка ГКП дает операторам повод надеяться, что в текущем году дефицита гипсокартонных плит в Украине не будет. Напомним: из-за повышенного спроса в предыдущие два года украинским потребителям этой продукции не хватало. Особенно дефицит ощущался в 2006 г., а оптовые и розничные цены на ГКП в связи с этим резко выросли в полтора-два раза. Но не только замедление темпов продаж позволит избежать дефицита гипсокартона на рынке. Дело в том, что в 2008 г. были введены новые и дополнительные мощности по производству гипсокартонных листов в Донецкой области. В частности, в марте 2008 г. ЗАО “Лафарж Гипс” официально открыло новый завод в г.Артемовске, который способен выпускать до 15 млн кв.м ГКП в год. Объем инвестиций в производство составил EUR30 млн.
Опасаясь повторения прошлогодней ситуации на рынке гипсокартонных плит, операторы бросились покупать карьеры и строить заводы. В текущем году дефицита товара точно не будет. Несмотря на стабильно высокий спрос в разгар строительного сезона (июль - август), на рынке гипсокартонных плит все спокойно: потребители на дефицит не жалуются. Напомним, что в минувшем году наблюдалась обратная ситуация. В течение двух летних месяцев 2006 г. из-за нехватки товара стоимость гипсокартона увеличилась в 1,5-2 раза, и потребители буквально сметали товар с полок строительных магазинов, супермаркетов и складов. Сейчас плит вроде как даже в избытке, а цены после дефицита снизились, поэтому сегодня один лист гипсокартона (1,2 х 2,5 м) толщиной 9 мм (так называемый потолочный) торговцы предлагают по 34-36 грн. (11,7-12 грн. за 1 кв.м), толщиной 12 мм (стеновой) - по 36-40 грн. (12-13,3 грн. за 1 кв.м); стеновой влагостойкий - 47-50 грн. (15,7-16,7 грн. за 1 кв.м).
Гипсокартон — один из наиболее перспективных и востребованных строительных материалов. Большинство проводимых сегодня отделочных работ предполагают его использование в силу, прежде всего, экологичности материала. Гипсокартон незаменим при подготовке стен к окончательной отделке, устройстве полов и потолков, изготовлении декоративных, звукопоглощающих и огнезащитных покрытий. Это — основа «сухого» строительства, позволяющего быстро и максимально дешево провести ремонт или перепланировку в любом помещении. Специалисты прогнозируют: если в Украине не увеличится производство гипсокартона, возникнет его дефицит, цены вырастут, и страны-импортеры не смогут повлиять на ситуацию. Заграница нам не поможет.
Потребители помнят, как в июле — августе 2006 г. возник резкий дефицит гипсокартонных плит (ГКП), что вызвало повышение оптовых и розничных цен на них в 1,5-2 раза, а в некоторых случаях и в 3 раза. В частности, в августе потолочный гипсокартон (габаритные размеры: 1,2 х 2,5 м х 9,5 мм) в строительных магазинах стоил 45-48 грн., стеновой (1,2 х 2,5 м х 12,5 мм) — 48-55 грн. За лист стенового влагостойкого гипсокартона (1,2 х 2,5 м х 12,5 мм) просили 63-75 грн. То есть в зависимости от вида цена 1 кв.м гипсоплиты в среднем достигала 15-25 грн., тогда как ранее не превышала 8-11 грн. Из-за нехватки гипсокартонных листов подрядчики были вынуждены переносить сроки выполнения строительных работ на одну-три недели. Во второй половине сентября текущего года дефицит начал постепенно устраняться, и на сегодняшний день его уже никто не ощущает.
Летний дефицит гипсокартона неожиданно сыграл на руку столичным продавцам натяжных потолков. Свою лепту в изменение потребительских предпочтений внес и наблюдавшийся нынешним летом дефицит гипсокартона, в результате чего этот отделочный материал подорожал на 300%. Были моменты, когда его нельзя было достать, что для застройщиков стало настоящей катастрофой. Поэтому некоторые компании предложили клиентам альтернативу в виде натяжных потолков. В другой столичной компании говорят, что с учетом покраски стоимость гипсокартонного потолка доходит до $20, а матовый натяжной обходится с монтажом в $25 за кв. м, т. е. их цена отличается незначительно. А если строители, чтобы избежать появления трещин, укладывают гипсокартон в два слоя, то такой потолок получается даже дороже натяжного.