В обзоре представлены аналитические данные по сетям гаджетов и электроники в Украине по итогам 2018 года. Рассмотрено: обзор трендов магазинов техники и электроники в стране, динамика открытых точек, инвестиционная привлекательность регионов к открытию магазинов, карта Украины по количеству открытых точек.

В обзоре представлена статистическая информация о продажах бытовой техники и и электроники в Украине за 2017 год. Рассмотрено: общий обзор рынка, тенденции на рынке, продажи бытовой электроники, крупной бытовой, фото техники, продажи из раздела информационных технологий, телекоммуникационного оборудования и офисной техники.

В данном исследовании представлены аналитические сведения по рынку гаджетов Украины по итогам 2017 года. Рассмотрено: сумма потраченных средств украинцев на покупку гаджетов, суммарный объем средств, потраченных на гаджеты в отчетном году, карта продаж гаджетов и портативных устройств в 2017-ом, карта продаж в количественном выражении, помесячная динамика расходов украинцев на технику.

Ситуация в целом по Европе менее оптимистична. Продажи бытовой электроники в первом полугодии 2011 г. в Западной Европе снизились на 8,1%. Спад демонстрируют мультифункциональные товары, офисная и фототехника. Тенденция наибольшего роста наблюдается в категории IT-товаров – 10,4% (в Восточной Европе этот показатель достигает 34,6%). Украина относится к странам с высокой долей роста IT-сегмента. Так, в прошлом году доля цифровой техники IT-продукции, телефонов и фото-товаров в сети составляла 26%. Эксперты отмечают возможности роста, которые будут активно

По результатам IV квартала 2009 года украинский рынок бытовой техники и электроники достиг наивысшей точки продаж за весь год, составив 8,01 млрд.грн., что на 18,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Если же сравнивать данные за весь 2009 год с показателями 2008 года, в денежном выражении рынок "просел" почти на 33%. Последнем квартале 2009 года по сравнению с предыдущим годом больше всего пострадали секторы телекоммуникационного оборудования, крупной бытовой техники, офисного оборудования и расходных материалов, фото и потребительской электроники: их рост варьирует от 25% до 20%, по сравнению с прошлым годом.За ними идет малая бытовая техника с падением почти на 11%. Очевидным исключением среди всех секторов является сектор IT с умеренным падением на 2,4%.

Второй квартал 2009 года не оправдал надежд некоторых оптимистов, касательно сокращения темпов падения продаж бытовой электроники и фототоваров, опираясь на результаты последних исследований украинского рынка. Что еще хуже - наблюдается серьезный отток денег из этого сектора, даже в сравнении с результатами первого квартала текущего года. Во втором квартале 2009 года общий объем рынка бытовой электроники и фототоваров составил 970 млн. грн., а это на 45% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По результатам сравнения полугодий данный показатель ниже - 34%.

Четыре крупнейшие сети по продаже бытовой техники и электроники, контролирующие российский рынок, уже несколько лет производят private label. У «Эльдорадо» есть бренды Elenberg и Cameron, под которыми представлен широкий спектр различной бытовой техники — от электрочайников до кондиционеров. Доля собственных торговых марок в общем обороте «Эльдорадо»: Elenberg — 8%, Cameron — 2%. Сеть «М.Видео» предлагает своим покупателям товары под именем Novex. Сеть магазинов «Техносила» реализует продукцию под маркой Techno, сеть «Мир» — под ТМ Trony. По данным международной исследовательской компании Planet Retail, продажи товаров private label занимают существенную долю в крупнейших торговых сетях мира. Так, в Wal-Mart 37% продаж приходится на собственные товары, в Carrefour — 32%.

Морально бытовая электроника устаревает очень быстро. Например, mp3-плееры, продажи которых в 2006 году увеличились на 280% (в этом году, по прогнозам AVentures Group, будет продано более 1 млн устройств), в стоковом магазине продаются по цене от 30 грн. По бросовой цене можно купить плеер с 128 мегабайтами памяти, который еще год-полтора назад стоил $100. Сегодня за эти деньги такой объем памяти не продать — в супермаркетах электроники за устройства с 1 Гб памяти, встроенным диктофоном и FM-тюнером просят те же $100.

В I кв. 2007 года украинцы купили на 54% больше цифровых видеокамер, чем годом ранее, - результаты исследования AVentures Group. За три месяца куплено 50 тыс. устройств на $22 млн. Лидирует Sony, увеличившая долю рынка с 37% до 40%.

Минувший год может стать последним годом активного расширения в столице сетей бытовой техники и электроники. Из-за перенасыщения рынка и роста арендных ставок на торговую недвижимость они начали терять рентабельность, что уже привело к закрытию или переформатированию ряда объектов. Эксперты считают, что в ближайшем будущем ритейлоры будут отказываться от работы в центральной части Киева и сосредоточат свои усилия на запуске больших по площади магазинов в ТЦ на окраинах Киева и в его пригородах. Прошедший год не оправдал ожиданий столичных продавцов электроники и бытовой техники, в один голос прогнозировавших 35%-ный рост рынка. По оценке продакт-менеджера сети Vicotec Игоря Аврамова, по итогам 2006 г. его емкость увеличилась в денежном выражении на 25%. По мнению экспертов, центр и приближенные к нему районы в ближайшей перспективе будут все менее интересны крупным сетям, а самым популярным местом для покупки бытовой техники становятся крупные ТЦ, расположенные в спальных районах и пригородах столицы.

Любой новый рынок имеет свои особенности и вносит коррективы в предлагаемый магазином ассортимент. Наиболее ликвидные позиции IT-розницы: ноутбуки в ценовом сегменте $900 - $1100, компьютеры отечественного производства ($350 - $500), мобильные телефоны ($90 - $150), цифровые фотоаппараты ($200 - $400). В настоящий момент субдистрибуция на IT уже в прошлом. Ее нет. На этом рынке работает несколько крупных дистрибьюторов, которые завозят товар не только в Украину, но и в Россию - это европейские поставщики, и они не занимаются розничными продажами. Это общемировая практика. Они занимаются логистикой и продвижением товара на локальном рынке. Крупные розничные сети не являются дистрибьюторами.

Главным фактором роста рынка супермаркетов электроники и бытовой техники в Украине за последние несколько лет стало активное развитие системы потребительского кредитования. В результате конкуренции между банками стабильно снижались процентные ставки по кредитам, и теперь все большее число потребителей пользуются преимуществами дешевых кредитов при покупке бытовой техники и электроники. Такая ситуация в последние годы благоприятствовала развитию рынка бытовой техники и электроники. Если первоначально развитие рынка было ограничено, в основном, Киевом, то к 2003 году рынок стал быстро развиваться в большинстве регионов Украины. Расширяется ассортимент предлагаемой продукции, появляются новые каналы сбыта, и предпочтения потребителей становятся более утонченными. Потенциал рынка бытовой техники и электроники в Украине велик и по оценкам экспертов, в ближайшие годы будет и дальше активно развиваться в регионах Украины.

Приход крупных сетей в малые региональные города постимулировал к развитию местных участников рынка. Так в Бердичеве, крупнейший местный продавец бытовой техники — предприятие «Электроника» построила и открывает в октябре свой первый торговый центр на ул. Ленина, 56. Сам магазин «Электроника» разместиться на втором этаже, а на первом будет супермаркет литовской сети «Буми». (Интересно, что это уже второй «Буми» в городе, первый работает в ТЦ «Пассаж» рядом с «Фокстротом»). Похожая ситуация и в Коростене. Тут местная компания «Бытовая техника» заканчивает ремонт в центральном универмаге города. Магазин компании разместиться на втором этаже, а на первом супермаркет «Буми». «Бытовая техника» собирается открыть магазины в Овруче, Малине и Олевске.

Отечественные ритейлоры электробытовой техники и бытовой электроники в отсутствие западных конкурентов активно совершенствуют организацию торговли, укрупняют торговые сети и рассредоточивают их по всей Украине. Особенно усердствуют крупные игроки. Объем рынка электробытовой техники и бытовой электроники за 2003 г. увеличился на 30-50% и, по различным оценкам операторов, составил от $1 млрд. до $1,5 млрд. в розничных ценах. Пирог растет как на дрожжах, есть что делить, конкуренция растет. Товарная же структура рынка сложилась следующая: около 50% сбыта — электробытовая техника, 40% — бытовая электроника и около 10% — компьютерная и другая продукция. Доля сетевых торговых объектов в крупных городах — 10-30% всех магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой. Но в сетях ритейлоры уже продают до 70-90% электроприборов основных товарных групп.

Объем рынка бытовой техники вырос до $1,5 млрд, что заставило ритейлоров ужесточить борьбу за место под солнцем. Украинский рынок бытовой техники переживает период «больших форм». Сети укрупняют бизнес, поглощая небольших региональных ритейлоров, и расширяют торговые площади, рассчитывая привлечь покупателя широким ассортиментом. Не исключено, что таким способом они пытаются укрепить свои позиции накануне прихода в Украину крупных европейских компаний. Несмотря на прогнозы скептиков о близящемся насыщении рынка бытовой техники, он продолжает расти. Причем темпы роста поражают воображение.В последние годы продавцы существенно изменили и свое мнение о наиболее привлекательных регионах. Если ранее таковым однозначно считалась столица, на долю которой, по разным оценкам, приходилось 20-30% общеукраинских продаж, то сейчас доля Киева снизилась примерно до 15%.

Поделив сферы влияния на столичном рынке бытовой техники, крупные розничные сети все активнее теснят региональных операторов. Обратный процесс вряд ли возможен — путь регионалам в столицу заказан. Киевский рынок бытовой техники в последние 5–6 лет демонстрировал завидные темпы роста (25–30% в год), что в конечном итоге привело к его перенасыщению и ужесточению конкуренции между продавцами. Эксперты считают, что на сегодняшний день борьба за сферы влияния в столице практически закончена, а список лидеров определен. Впрочем, сами операторы признают, что практически все региональные рынки гораздо менее денежные, чем киевский. Невысокая покупательная способность населения в провинции не позволяет операторам держать такие же цены, как в Киеве. Но и затраты на содержание магазина в провинции гораздо ниже. Специалисты киевских сетей бытовой техники предвидят, что конкуренция как на столичном, так и на региональных рынках с каждым годом будет становиться все жестче. Ясно, что для того чтобы бороться за сферы влияния в Киеве, компаниям придется тратить все больше средств (в частности на рекламу). Прибыли же при этом будут уменьшаться — уже сейчас торговые наценки намного ниже, чем, скажем, 5–6 лет назад.

В 2002 году прирост киевских сетей бытовой техники, второй сезон переживающих бум супермаркетостроения, составил 25–30%. При этом уже сейчас четко определилась пятерка лидеров, выстраивающая свои сети не только в столице, но и в регионах. Однако на фоне торговых успехов доля отечественной продукции неуклонно снижается, отступая перед западными брендами. Подобная тенденция далеко не случайна, т. к. емкость столичного рынка бытовой техники наибольшая среди всех регионов. Так, по оценке специалистов, столичный товарооборот бытовой техники и телевидеопродукции в 2002 г. достиг $80 млн, притом что рынок бытовой техники в целом по Украине составил в прошлом году около $400 млн. Количественную оценку емкости и долей ведущих компаний специалисты назвать затрудняются, ссылаясь на отсутствие комплексных маркетинговых исследований данного сегмента. Кроме того, огромное влияние на объективную оценку оказывают и поставки «серого» товара. И хотя в последнее время представители торговых компаний отмечают тенденцию снижения уровня «серости» рынка, однако утверждают, что данное явление будет иметь место всегда.