На протяжении нескольких последних лет в России наблюдался постоянный рост объемов внутреннего производства крышек типа «твист-офф», и в 2006 году он составил более 13%. Такой интенсивный рост связан с переходом крупных пищевых производств от крышек типа СКО к крышкам «твист-офф», которые сегодня выбирают 9 из 10 потребителей этих укупорочных средств. Кроме того, в настоящее время удалось решить основные проблемы, вынуждавшие ранее потребителей игнорировать продукцию «твист-офф» отечественного производства, – по качеству такие крышки уступали западным аналогам при более высокой цене.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем экспорта полиэтиленовых плёнок и листов в натуральном выражении снизился на 26,8%, в денежном выражении увеличился на 3,6%. Доля экспорта в общероссийском производстве полиэтиленовых плёнок и листов мала – около 2%. Тем не менее, экономический кризис сильно повлиял на экспорт. Хотелось бы подчеркнуть большую разницу в изменении динамики экспорта в денежном и натуральном выражении: стоимостное выражение экспорта, по сравнению с 2007 годом увеличилось, а натуральное уменьшилось. Это связано с тем, что, как правило, внешнеэкономические поставки осуществляются с отсрочкой платежа, а падение экспорта в натуральном выражении произошло в конце года. Особенно негативные тенденции усилились в декабре 2008 года.
Российский рынок упаковки на протяжении ряда лет развивался высокими темпами. Последние 10 лет его оборот увеличивался на 10-12% ежегодно, причем этот рост обеспечивался увеличением внутреннего производства практически всех видов упаковочных материалов и изделий. К 2008 году по некоторым из них предложения превысили потребность. Оборот российского рынка упаковки 2008 года составил порядка $12 млрд. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к числу 10 крупнейших упаковочных рынков мира. Динамичный рост российского рынка упаковки обусловлен рядом факторов. Одним из важнейших долгое время являлся стабильный прирост объемов выпуска продукции в отраслях – основных потребителях упаковки. Так, в пищевой промышленности, которая использует от 50% до 85% общего объема потребления различных видов упаковки, в последнее время ежегодный прирост производства продукции составлял до начала кризиса 5-6%.
Российский рынок тары и упаковки является одним из наиболее динамично развивающихся. Его динамика напрямую связана с ситуацией в потребляющих отраслях — прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и 70% рынка потребительской упаковки. Стабильный рост российской экономики способствовал тому, что примерно с 2000 г. рынок тары и упаковки начал интенсивно развиваться, при этом наблюдался процесс импортозамещения, который продолжается и сейчас. В настоящее время спрос на рынке как производственной, так и потребительской упаковки, по мнению экспертов, полностью удовлетворяется за счет пропорционального роста объема внутреннего производства. При этом существует широкое предложение основных видов упаковки.
Что касается полимерной упаковки, то в октябре-декабре 2009 года наблюдался стабильный рост импорта мешков и сумок, включая конические (код ТН ВЭД 3923299000). Объем закупок данной продукции превысил 9,3 млн. долларов, что на 42% больше в сравнении с прошлым годом. Среди тары и упаковки, импорт которых в октябре-декабре 2009 года уверенно рос, но не достиг значений прошлого года, можно выделить коробки, ящики, корзины и аналогичные изделия из пластмасс; картонки, ящики и коробки, складывающиеся, из негофрированной бумаги или негофрированного картона. Так, в октябре-декабре 2009 года объем импорта коробок, ящиков, корзин и аналогичных изделий из пластмасс превысил 16 млн. долларов, не дотянув 7% до прошлогоднего результата, а объем закупок тары из негофрированных бумаги и картона составил порядка
Данный обзор содержит информацию о рынке гибкой упаковки России по итогам за 2017 год. Рассмотрено: темпы роста рынка, емкость рынка в разрезе сегментов, крупнейших производителей гибкой упаковки, закупку нового оборудования предприятиями и общие тенденции на данном рынке.