В обзоре представлены аналитические сведения по рынку гостиниц России в 2018 году. Рассмотрено: состояние и тенденции рынка, ключевые параметры исследования, загрузка номерного фонда, привлечение капитала в отрасль.

В данном отчете представлены сведения по рынку гостиниц под управлением международных операторов в России в 2018 году. Рассмотрено: динамика количества открытых новых гостиниц в России с 1997 года по текущий, структура предложения по качеству гостиниц и номерному фонду, распределение гостиниц по городам страны, российские гостиничные бренды, новые бренды 2017-2018 гг.

В отчете представлены аналитические сведения по гостиничному рынку России, рассматривается: количество классифицированных гостиниц в городах и регионах организаторах России.

Снижение спроса предопределило негативную динамику ключевых показателей деятельности гостиничного комплекса Москвы. Большинство гостиничных операторов в течение года были вынуждены предпринимать дополнительные меры по оптимизации издержек и стимулированию спроса С начала 2009 г. на территории Москвы были открыты 8 гостиниц различных категорий на 962 номера, а также первая в России гостиница капсульного типа на 66 номеров – в международном аэропорту «Шереметьево».

По результатам 2007 года можно констатировать, что наиболее активное развитие продолжается в сегменте высококлассных отелей: в условиях стоимости земли в Москве и при наличии неудовлетворенного спроса на гостиничные номера всех категорий наиболее рациональным представляется строительство отелей категорий 4–5*. Между тем большинство туристов, путешествующих с развлекательной целью, традиционно останавливаются в 2–3-звездочных гостиницах, которые в Москве практически не представлены. Таким образом, несмотря на историческую и культурную ценность российской столицы, развитие рекреационного туризма здесь сдерживается отсутствием средств размещения: существующие отели средней ценовой категории слишком дороги для российских туристов и недостаточно качественны для иностранных гостей.

Ситуация на гостиничном рынке Санкт-Петербурга неоднозначна: с одной стороны, среднегодовая загрузка отелей недостаточно высока: по разным оценкам, она составляет 55–65%. При этом прирост туристического потока не отвечает ожиданиям властей города: согласно «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 гг.» к концу десятилетия город должен войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим потоком в 5 млн туристов в год, а в 2007 году, по данным северо-западного отделения Российского союза туриндустрии, общее число туристов составило 4 млн человек, увеличившись по сравнению с 2006 годом всего лишь на 3%. С другой стороны, в летние месяцы, особенно в период белых ночей (июнь и начало июля), гостиницы города переполнены.

На данный момент гостиничный рынок России насчитывает порядка 4 000 гостиниц, включая санатории и пансионаты. Из них порядка 42% приходится на московский регион и около 15% на Санкт-Петербург. Остальные регионы суммарно занимают более 40% всего объема российского рынка гостиниц. На сегодняшний день наиболее востребованным остается сегмент трехзвездочных отелей, дефицит которых ощущается во всех крупных городах России. Интерес к гостиничному строительству подкрепляется так же дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе.

Hа начало 2008 года в Москве насчитывалось порядка 220 гостиниц, общий номерной фонд составил около 35 тыс. номеров. В настоящее время лидирующее место в структуре номерного фонда занимают гостиницы среднего класса (44%). На отели более высокого уровня (4 и 5 звезд) приходится 26% рынка. Основная часть гостиниц Москвы сконцентрирована в Центральном и Северо-Восточном округах. В совокупности на эти округа приходится около половины гостиничного фонда.

Гостиничный рынок сегмента 2-4 звезды только зарождается, но развивается достаточно быстро - через 3-4 года возможно первичное насыщение при сохранении нынешних темпов. По мнению экспертов, повышению инвестиционной привлекательности рынка способствует принятие правительством постановления «О неотложных мерах по стимулированию развития гостиничного хозяйства», в рамках которого, девелоперам будут предоставляться значительные льготы при строительстве отелей. Также с целью привлечения инвесторов, правительство предложило строить на предоставляемых земельных участках гостиницы в составе многофункциональных комплексов и офисно-гостиничных центров, что позволит снизить риски и сократить сроки окупаемости проектов.

Отечественные гостиничные сети в гораздо меньшей степени представлены на столичном рынке, чем международные. На московском рынке работают самые известные международные гостиничные сети: Marriott, Hyatt, Swissotel, Holiday Inn, SAS Radisson, Kempinski. Большой интерес к московскому рынку проявляет сеть Hilton, неоднократно пытавшаяся выйти на московский рынок. Наибольший интерес сеть проявляла к гостиницам «Украина» и «Россия». Преимущества привлечения зарубежной управляющей компании заключаются в том, что иностранный оператор, обладая отработанной технологией предэксплуатационной подготовки, помогает быстрее вывести гостиницу на рынок, наладить менеджмент в отеле. Часто заранее оговаривается, какую загрузку оператор гарантирует собственнику в течение года – например, не меньше 50%. Если оператор обеспечивает 52%, то ему также сверх нормы перечисляется гонорар (10-15%). Иностранные гостиничные операторы приходят в Россию на готовый бизнес, не вкладываясь в девелопмент и строительство отелей.