В данном материале представлены аналитические сведения по рынку межоператорских услуг связи России, представлено: ключевые тенденции глобального рынка, международный голосовой трафик в динамике за 1995-2015 гг., тенденции российского рынка межоператорского взаимодействия с 2016-2021 гг., краткие выводы и прогнозы по развитию рынка.

В исследовании представлены сведения по телекоммуникационному рынку России, рассмотрено: основные операторы рынка, стоимость пакетов связи от представителей рынка, структура рынка в разрезе основных операторов по итогам 3 кв., другое.

Акционеры Vimpelcom поддержали сделку по покупке Wind Telecom египетского миллиардера, что позволит оператору стать шестым в мире по количеству абонентов. Не смотря на то что норвежская Telenor и большинство миноритариев голосовали против, голосов оставшихся акционеров во главе с Altimo хватило, чтобы объединение в итоге было одобрено.

"Вымпелком", скорее всего, вновь поменяет креативное агентство. До лета 2009 года партнером оператора было агентство BBDO Moscow, затем — Lowe Adventa, a по итогам нового тендера креатив может перейти сети Young & Rubicam. В России она известна прежде всего благодаря рекламе Danone и автору романа "99 франков" Фредерику Бегбедеру, бывшему сотруднику парижского офиса Young & Rubicam.

Сотовая связь может значительно подешеветь для абонента, перемещающегося по России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить правила пропуска трафика: если сотовикам разрешат проводить роуминговые вызовы, минуя сети фиксированных операторов, тарифы во внутрисетевом роуминге приблизятся к домашним.

Российский сотовый оператор МТС, фактически лишившийся в конце прошлого года бизнеса в Туркмении, рекомендует крупнейшим иностранным компаниям учесть свой опыт инвестиций в эту страну. Накануне конференции "Turkmenistan Oil & Gas Road Show 2011" МТС обратилась к ее участникам, в числе которых ConocoPhillips, ExxonMobil, Credit Suisse, Deutsche Bank и др., с рекомендацией хорошо обдумать надежность потенциальных туркменских бизнес-партнеров.

Государственный «Ростелеком», а также МТС, «Вымпелком», «Мегафон» подписали с госкорпорацией «Ростехнологии» соглашение об использовании инфраструктуры «Скартела» (бренд Yota) для предоставления услуг беспроводной широкополосной передачи данных по технологии LTE.

"Связьинвест", два года вынашивающий планы по созданию четвертого сотового федерального оператора, ищет союзников в большой тройке. Как стало известно, подконтрольный госхолдингу "Ростелеком" договаривается с "МегаФоном" о запуске на его сети виртуального мобильного оператора (MVNO). Межрегиональные компании связи (МРК) "Связьинвеста" оказывают услуги сотовой связи лишь в четырех федеральных округах, партнерство с "МегаФоном" позволит ему запустить сеть на всей территории России.

Стала известна итоговая схема объединения "Синтерры" с "МегаФоном" (сотовый оператор приобрел компанию летом этого года за $745 млн), синергетический эффект от которого должен составить 4,53 млрд руб. Ряд региональных дочек "Синтерры" будут объединены с местными филиалами "МегаФона", ряд прекратит свое существование. В итоге "МегаФон" выйдет на новые для себя рынки: корпоративный сегмент в мобильной связи, массовый широкополосный доступ в интернет и услуги связи для госструктур.

Рентабельность "МегаФона" в третьем квартале этого года снизилась почти на 4 процентных пункта по сравнению с годом ранее и составила 46,1%. Падает рентабельность и у МТС, за июль—сентябрь показатель маржи по OIBDA равнялся 45% (падение на 1 п. п.). Оба оператора увлеклись погоней за абонентами, что отразилось на эффективности бизнеса, считают эксперты.

Российский VimpelCom ltd, договорившийся о покупке телекоммуникационных активов египетского миллиардера Нагиба Савириса, уже не получит один из них — Orascom Telecom Tunisie (OTT). 50% OTT, крупнейшего сотового оператора Туниса, за $1,2 млрд проданы другому совладельцу компании — Qatar Telecom Q.S.C. Это уже второй сотовый оператор, который может не войти в сделку VimpelCom и господина Савириса: алжирского сотового оператора Orascom Telecom Algeria (Djezzy) намерено приватизировать местное правительство.

Прямой выгоды от включения услуг сотовой связи в потребительскую корзину операторы не получат. Возможно, сотовые операторы пересматривают свои тарифы, опираясь на инфляцию. Главный экономист "Тройки Диалог" считает, что добавление в корзину услуг сотовой связи может незначительно снизить темпы инфляции. В целом это предложение не лишено смысла с точки зрения корректности расчета потребительской корзины.

Около четверти россиян не разбираются в том, что такое электромагнитное излучение: 18% респондентов слышали о нем, но не понимают значения, а 8% даже не встречались с этим словосочетанием. Только 31% наших сограждан сообщили о том, что кое-что слышали о нем. Еще 30% в общих чертах разбираются, а 9% четко представляют себе, что такое электромагнитное излучение. Как правило, наиболее осведомлены об этом явлении мужчины и россияне с более высоким уровнем образования. Самый высокий уровень осведомленности показали специалисты с высшим образованием на производстве (42% против 20%). Для 80% опрошенных основным источником информации об исследованиях в области электромагнитного излучения являются телепередачи, и только 12% опрошенных заинтересованы в получении информации о результатах таких исследований.

Наиболее высокие темпы прироста абонентов среди операторов большой четверки по итогам 2009 года продемонстрировали Tele2 (37,1%) и МегаФон (16%). При этом у Теле 2 по всей стране пока абонентов немногим больше, чем у лидера отрасли, МТС, в отдельной взятых Москве и Московской области. Из числа региональных операторов заметно выделился Уралсвязьинформ – 5 место и 5,8 млн. абонентов в 2009 году. Динамично развивается Нижегородская Сотовая Связь (+32,3% рынка, 7-ая позиция рейтинга с 3,5 млн абонентов). Молодые региональные операторы также демонстрируют хороший прирост абонентской базы — Мотив (Екатеринбург-2000) за год набрал 15,3% аудитории, новая Телефонная Компания — 8,3% - они замыкают Топ-10 ведущих федеральных и региональных операторов сотовой связи в РФ. В целом 2009 год в сотовой сфере запомнится выделением четвёртого крупного игрока федеральной связи. Путем максимального снижения цен и активной экспансии в регионы, Теле2 продемонстрировал активный прирост абонентской базы. Такая политика позволила Оператору в короткие сроки завоевать рынок, потеснив гигантов большой тройки.

В 2009 году российские операторы сотовой связи активно вводили в коммерческую эксплуатацию сети третьего поколения. Согласно данным J’son & Partners Consulting, 25 ноября 2009 года операторы «большой тройки» анонсировали запуск сетей 3-го поколения (UMTS / W-CDMA) во всех 83-х субъектах РФ (некоторые сети смонтированы, но еще не работают в режиме коммерческой эксплуатации). По мнению J’son & Partners Consulting, несмотря на наличие конкуренции на московском рынке предоставления услуг высокоскоростного мобильного доступа в интернет со стороны таких компаний, как «Скайлинк», «Скартел» (бренд «Yota») и «Комстар-ОТС», 3G-сервисы операторов «большой тройки» найдут своих потребителей.

За последние 6 лет наиболее распространённой технологией коммуникации стала сотовая связь – ею пользуются втрое чаще, чем проводной. Согласно отчётам МСЭ, в конце 2008 года 60% людей на планете пользовались мобильным телефоном, тогда как в 2002-м их насчитывалось лишь 12%. Количество мобильных номеров, в 2002-м приближавшееся к 1 миллиарду, к концу 2008-го составило 4,1 млрд. Для сравнения, число пользователей проводных телефонов во всём мире за 6 лет выросло с 1 до 1,27 млрд. человек. В России, по данным различных аналитических агентств, в конце 2008 года насчитывалось примерно 188,7 миллионов абонентов, уровень проникновения сотовой связи в среднем по стране оценивался в 130-136%. При этом в Москве он приблизительно равен 185-190%, в Санкт-Петербурге – 168-170%, в регионах – 120%.

Выручка «ВымпелКома» в третьем квартале 2008 года увеличилась на 45,3%, до 2,84 млн долл., чистая прибыль снизилась на 41,3%, до 269 млн долл. Прогнозировали, что чистая прибыль «ВымпелКома» упадет еще сильнее из-за переоценки долга, связанной с курсовыми разницами. Несмотря на то что рынок оценивает результаты «ВымпелКома» как умеренно позитивные, компания подготовила пакет антикризисных мер, направленных на дальнейшее снижение издержек.

МТС заключила партнерское соглашение с сетью салонов связи «Беталинк» сроком на три года. «Беталинк» переформируется в монобрендовую сеть МТС и начнет эксклюзивно продавать контракты оператора. При этом из продажи будут исключены абонентские контракты других операторов. Договор с МТС поможет «Беталинку» расплатиться с 200-миллионным долгом. Однако считают, что переход на монобренд негативно скажется на финансовых показателях ритейлера.

на первое полугодие 2008 года, лидером на российском рынке ШПД стали «дочки» АФК «Система» — «Комстар-ОТС» и МГТС, подключившие 782 тыс. домохозяйств, на втором месте «Корбина» (которую «ВымпелКом» приобрел в начале этого года»), покрывшая 583 тыс. домохозяйств, третье, четвертое, пятое и шестое места принадлежат четырем МРК «Связьинвеста» — «Волгателеком», СЗТ, «ЦентрТелеком», «Уралсвязьинформ» (в общей сложности подключено 1,6 млн домохозяйств). К концу 2008 года проникновение на рынке ШПД достигнет 19,8%, объем рынка вырастет до 1,3 млрд долл.

По итогам проекта абоненты «Комстара» получат доступ к услугам ШПД, IP-телевидения и телефонии, используя специальный домашний шлюз, который подключается к розетке. Всего планируется установить около 2 млн таких шлюзов, абоненты МГТС получат их бесплатно по запросу. Себестоимость одного устройства — 30—50 долл., поясняют в компании. Таким образом, на внедрение услуги на уровне конечных пользователей компания собирается потратить от 60 до 100 млн долл.