В отчете представлена информация по рынку отопительных котлов России по итогам 2015 года, рассматривается: объемы продаж отопительными приборами в 2014 и 2015 гг., факторы, повлиявшие на рост продаж на отопительные приборы, темп сокращения продаж бытовых отопительных котлов в 2015 по сравнению с 2014 гг., изменение стоимости на котлы в России, краткие выводы и прогнозы на 2016-17 гг.

Для отопления загородного дома площадью менее 250 м2 рекомендуют циркуляционные насосы с максимальной производительностью до 3,5 м3/ч и максимальным напором до 0,4 атм. Для отопления дома площадью от 250 м2 до 350 м2 рекомендуются насосы с максимальной производительностью до 4,5 м3/ч и максимальным напором до 0,6 атм.

В отличие от импортных отопительных приборов чугунные радиаторы отечественного производства требуют обязательной протяжки меж секционных соединений и дополнительной покраски, предшествующей установке. Именно с этих работ и начинают монтаж чугунного радиатора.

Еще несколько лет назад в России никто и не слышал о существовании лучистого отопления, в то время как в Европе излучающие электрообогреватели производят на протяжении более 20 лет. Сегодня ситуация медленно, но меняется. Российский потребитель постепенно осваивает рынок электрических обогревателей, но продолжает с опаской относиться к “новинкам”. А зря! На данный момент отопление на базе электрических излучающих панелей не имеет себе равных ни по теплотехническим, ни по экономическим, ни по экологическим параметрам. Чем же объясняется превосходство лучистого отопления?

В первой половине 90-х годов на российском рынке появилась новинка, сразу же привлекшая к себе огромное внимание, - система напольного кабельного обогрева или, проще говоря, “теплые полы”. “Нездоровый” интерес к “теплым полам” был вполне оправдан. И дело не только в том, что стоили они бешенных деньги, по тогдашним ценам, и как все дорогое, сразу же стали предметом вожделения для людей с различным уровнем достатка.

Сегодня на рынке отопительной техники существуют водогрейные котлы трех типов: — с горизонтальными водяными трубами (ГВТ); — с горизонтальными огневыми трубами (ГЖТ); — с чугунным секционным теплообменником (ЧСТ). Все они надежны в эксплуатации только при соблюдении условий, оптимальных для работы котла. Неблагоприятные условия эксплуатации снижают КПД и приводят к сбоям в работе даже самого дорогостоящего и высококачественного оборудования.

В отличие от водогрейных котлов, работающих на одном виде топлива, комбинированные котлы предполагают использование нескольких источников тепла. Обычно это газ и дизельное топливо. Стоят такие генераторы несколько дороже однотопливных котлов, да и КПД их работы ниже на 10-20 %. Но при этом комбинированные котлы более надежны и долговечны, чем, например, чисто газовые котлы. Да и перебои с подачей газа, особенно в зимний период, для владельцев комбинированных котлов - не проблема: всегда существует возможность заменить один вид топлива на другой.

На каменном угле работают чугунные секционные котлы с наружной обшивкой из листовой стали. Между секциями котла проложена теплоизоляция из листового асбеста. Дымовые газы, отходящие от котла, имеют высокую температуру (порядка 250-400°С), что резко снижает эффективность котла. Дабы уменьшить температуру отходящих дымовых газов и увеличить КПД, твердотопливный котел рекомендуют подсоединять к дымовой трубе через отопительный щиток. В этом случае при ухудшении тяги во время растопки котла открывают заслонку прямого газохода и тем самым направляют газы в дымовую трубу.

Ночные аккумуляторы тепла - достаточно новый продукт на российском рынке. Данные приборы рассчитаны на эксплуатацию в ночное время суток, когда действует льготный тариф на электроэнергию. Использование ночных аккумуляторов тепла с недавнего времени стало выгодно и в России, где по примеру европейских стран был введен разный тариф на пользование электроэнергией в дневное и ночное время суток.

Наряду с проблемой бесперебойного электропитания любому предприятию, чьи бизнес-процессы должны быть обеспечены регулярной подачей энергии, необходимо решить и вопрос бесперебойного отопления, особенно актуальный для таких стран, как Россия, где отопительный сезон длится 6-7 месяцев, а в отдельных регионах — чуть ли не круглогодично. Один из наиболее оптимальных и часто используемых способов не допустить остановку работы компании в связи с прекращением подачи тепла от местной ТЭЦ — установка автономного котельного оборудования.

Объём российского рынка котлов и частей к ним составил в 2006 году примерно 800 млн. долл., из которых более половины приходится на импортные котлы. Данный сегмент занимает 65% объёма российского рынка. Общий объём импорта котлов и частей к ним в 2006 году составил 162 млн. долл. Большую часть импорта занимает Германия. Отсюда приходит 42% от всего импорта котлов. Далее идет Италия - 21% и на третьем месте Финляндия - 12%. Hаибольший объем выпускаемых в России котлов в стоимостном выражении приходится на котлы большой и средней мощности, а в количественном – на малые бытовые котлы.

По мере увеличения на рынке теплового оборудования доли отечественных производителей, цены и уровень прибыли в этом сегменте рынка постоянно падали, в результате чего интерес к нему со стороны климатических фирм определенно снизился, а объемы рекламных вложений резко сократились. Чем же интересен отечественный рынок тепловых завес и пушек сегодня? Прежде всего тем, что анализ сложившейся здесь ситуации позволит во многом предугадать перспективы других сегментов рынка промышленной климатики, которые сформировались позже и развивались не так бурно, как рынок тепловых систем.

Сегодня на российском рынке профессионального теплового оборудования представлен самый широкий спектр электрических и газовых плит от всех ведущих мировых производителей. В ассортименте компании «Торговый Дизайн» присутствуют следующие бренды: Fagor (Испания), Garland (Канада), Zanussi, Tecnoinox (Италия), EKU (Германия), Electrofrigo (Сербия), Kovinastroj (Словения), Karma (Тайвань), Jeju (Тайвань) и др. Среди отечественных изделий можно отметить продукцию предприятий «Чувашторгтехника», ATESY (Москва), «Тулатехмаш», «Тулаторгтехника», «Сухаревка–Техно–Рада» (Москва), а также продукцию саратовского и гомельского заводов. Стандартные серии тепловых линий принято различать по глубине — расстоянию от передней панели до задней стенки плиты (600–я, 700–я, 900–я серии). Реже встречаются плиты 1100–й серии, предназначенные для крупных предприятий общественного питания с высокой проходимостью.

Отопление остается по-прежнему актуальной проблемой для небольших и отдельно стоящих магазинов. Подключение к централизованной системе для них – роскошь: позволить себе крупные единовременные затраты готовы далеко не все. Однако существуют другие способы сделать магазин уютным и теплым. Среди многообразия систем автономного обеспечения теплом для помещений в последнее время большую популярность завоевывают электрические системы отопления. В них реализовано прямое преобразование электроэнергии в тепло без промежуточных носителей, какими являются вода, масло или антифриз. Такие нагревательные приборы безопасны в эксплуатации, надежно защищены от электромагнитных излучений, к тому же они не сжигают кислород и не сушат воздух.

В мире существует множество отопительных приборов конвекционного действия. Наиболее распространенные источники тепла – радиаторы и конвекторы. Им и посвящен настоящий обзор. Петербургский рынок отражает довольно острую конкуренцию между российскими и зарубежными производителями, поскольку сегодня у потребителя богатый выбор приборов отопления. Основные импортные игроки на рынке радиаторов – компании Kermi (Германия), Korado (Чехия), Radson (Бельгия), Delonghi (Италия), Purmo (Финляндия), Demir Dokum (Турция). Преимущества импортной продукции в изяществе дизайна, количестве типоразмеров, что позволяет вписать прибор в любой интерьер, и широкой цветовой гамме. Приборы российских предприятий: ОАО "Механический завод" (СПб), "Свартеплотехника" (Тверь), ЗАО "Фирма "Мосварт" (Москва) – устраивают покупателя по цене и прочности.