По состоянию на конец 2009 г. в России имеется 15 действующих и достраиваемых ГЭС мощностью свыше 1000 МВт и больше сотни ГЭС меньшей мощности. Общая установленная мощность гидроагрегатов на ГЭС в России составляет 47,2 ГВт (с учетом Таймырских ГЭС, относящихся к зоне децентрализованного электроснабжения).

Различные сегменты трансформаторного рынка по-разному реагируют на кризис. Менее других уязвима группа масляных трансформаторов 6(10)/0,4 кВ. Девальвация российской валюты активизировала процессы вытеснения импортного оборудования и комплектующих отечественными аналогами. Девять поставщиков трансформаторной продукции комментируют ситуацию на рынке. Несколько предкризисных лет стали периодом активного развития отечественного рынка трансформаторной продукции. Динамике способствовал общий экономический подъем и растущий спрос на оборудование со стороны энерго- и электросетевых, промышленных и ресурсодобывающих компаний, сферы ЖКХ.

Одной из главных задач российской энергетики является не только введение новых мощностей, но и повышение эффективности существующих. Именно на это направлена программа развития энергетики, по которой к 2011 году энергосистема страны станет мощнее на 40,9 ГВт. Об этом шла речь на состоявшейся в Москве конференции "Реформа РАО "ЕЭС России": импульс развитию электротехнической отрасли страны". В ней приняли участие руководители энергохолдинга, профильных ведомств, а также электротехнических и энергомашиностроительных предприятий. Реализация намеченной программы означает резкий рост спроса на продукцию наукоемких электротехнических и энергомашиностроительных производств. По словам директора департамента промышленности Минпромэнерго Андрея Дейнеко, это может стать хорошим внешним стимулом к их развитию.

Заказы от отечественных монополий помогают энергомашиностроителям Поволжья оставаться на плаву. Однако дальнейшая судьба отрасли зависит не только от них самих, но и от позиции государства. Без его участия системные проблемы машиностроительного комплекса не решить. Сегодня в машиностроительном комплексе Поволжья энергетическое машиностроение играет одну из ведущих ролей. Компании макрорегиона выпускают оборудование для тепловых, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающие агрегаты для компрессорных станций магистральных газопроводов и другую наукоемкую продукцию. Все это обуславливает стратегическую важность энергомашиностроения для экономики макрорегиона, а также необходимость государственного участия в развитии отрасли. Затишье перед бурей Энергомашиностроительная отрасль в Поволжье представлена более чем 20 предприятиями — как крупными (ОАО «НПО ‘‘Сатурн’’», ОАО «Автодизель»), так и средними.

Реформирование российской электроэнергетики предусматривает масштабные инвестиции в энергомашиностроительную отрасль. Заказы получат многие производители оборудования, включая небольшие предприятия. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, поволжские заводы получают шанс провести ускоренную модернизацию, повысить свою конкурентоспособность и укрепиться на мировых рынках. Российской энергетике досталось богатое наследство от СССР — 216 ГВт энергетических мощностей. Однако запас прочности у генерирующих предприятий почти исчерпан. Основная масса действующих электростанций вводилась еще в 60−70−е годы прошлого столетия. Согласно инвестиционной программе РАО «ЕЭС России», на реконструкцию энергомощностей до 2010 года будет потрачено около 1,8 трлн. рублей. Основная часть этих средств пойдет на заказы оборудования у предприятий отечественного машиностроения, в том числе примерно 47% от общей суммы запланированных инвестиций будет израсходовано на генерирующие мощности и около 33% — на оборудование для ТЭЦ.

Благоприятная ситуация на рынке энергетического оборудования — шанс для возрождающихся уральских предприятий. Все сегменты рынка энергетического оборудования сегодня активно развиваются: растет платежеспособный спрос. При грамотно выстроенной стратегии это позволит предприятиям закрепиться в выбранных нишах. На площадке Уральского турбомоторного завода (Екатеринбург), некогда выпускавшего теплофикационные паровые турбины мощностью 25 — 300 МВт и дизельные двигатели для БелАЗов и танков, сегодня работают два завода: Уральский турбинный (УТЗ) и Уральский дизельмоторный (УДМЗ). На территории технопарка «Уралмашевский» обосновался еще один «наследник» Турбинки — ОАО «Теплоэнергосервис-ЭК». Все три предприятия сохраняют традиции и школу известного завода на рынке энергетического оборудования. Однако стартовые условия и ниши у них разные, поэтому каждое вырабатывает свою стратегию.

На обновление энергетических мощностей потребуется лет десять. Все это время платежеспособный спрос на энергетическое оборудование будет нарастать. Если российские машиностроители сумеют поднять научно-производственный потенциал, рынок окажется для них неисчерпаем. Две основные тенденции отчетливо проявляются во всех крупных сегментах энергетического машиностроения (турбин, электрических машин и электротехнического оборудования, котлов, спецтехники для АЭС). Первая — консолидация активов (Энергомашиностроительный альянс, Группа Энергомаш и др.). Вторая — усиление государственного влияния в крупнейших компаниях (РАО ЕЭС в «Силовых машинах», Газпром в «Объединенных машиностроительных заводах» и др.). Большинство из 30 предприятий отрасли входят в крупные интегрированные структуры.

Сумеют ли предприятия отечественного энергомаша соответствовать требованиям быстро растущего рынка энергетического оборудования или отдадут его на откуп иностранным игрокам? Состояние отечественного энергомашиностроения становится такой же тревожащей, активно обсуждаемой в стране темой, как и грозящий экономике энергодефицит. Казалось бы, программы модернизации энергетики, выдвинутые РАО ЕЭС, открывают перед отечественным энергомашем огромные рыночные перспективы. Но сейчас отрасль не в состоянии дать требуемые объемы качественно нового оборудования в сжатые сроки. Все более очевидно: параллельно с реформой энергетики нужно срочно, «за ночь», модернизировать одрябшее из-за прежней невостребованности машиностроение, поставляющее для отрасли оборудование. Проблема в том, что времени на это нет. Энергодефицит уже на пороге. Что необходимо энергомашу для рывка? Где точки его роста? На вопросы отвечали руководители уральских предприятий энергетического машиностроения, эксперты рынка.

В прошлый понедельник в Государственном Кремлевском дворце открылся всероссийский энергетический форум «ТЭК России в ХХI веке». Политический бомонд почтил мероприятие сидением в президиуме. Форум открыл глава Совета Федерации Сергей Миронов. Между тем событие осталось без внимания президента и премьера, заявленных в программе пленарного заседания. За ветвь исполнительной власти отдувался ответственный за отрасль министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, отчитавший доклад о состоянии и перспективах российского ТЭКа. Большая часть его доклада была посвящена развитию нефтегазовой промышленности и транспортной системы, в первую очередь для расширения экспорта энергоносителей в азиатском и дальневосточном направлениях. Вряд ли это министерское выступление можно записать в актив куда более важного мероприятия — питерского заседания «большой восьмерки»: по крайней мере, язык глобальной энергобезопасности так и не был изобретен.

Российские энергомашиностроители не в состоянии справиться с объемом заказов на оборудование, которое потребуется энергетическим компаниям для обновления генерирующих мощностей внутри страны в ближайшие годы. Поскольку в стране возникла острая потребность в обновлении генерирующих мощностей, большинство российских машиностроительных предприятий, выпускающих энергетическое оборудование (газовые и паровые турбины, поршневые машины, котлы, генераторы, ядерные реакторы и т.д.), получают неплохие шансы выйти из кризисного состояния. Еще пять-семь лет назад этот сектор промышленности стоял на грани жизни и смерти. Только благодаря экспортным заказам и оживающему спросу со стороны других отраслей экономики удалось вдохнуть жизнь в оставшиеся на плаву заводы. Как заявил глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, в ближайшие пять лет энергокомпании планируют ввести как минимум 22 тыс. МВт новой генерации. Для энергомашиностроителей это означает необходимость увеличения выпуска продукции в несколько раз. На самом деле имеющиеся резервы заводов позволяют увеличить производство в среднем лишь на 10-30%.