Hа долю импортных сыров у нас приходится сейчас 60% товарного предложения. Российским сыроделам по силам потеснить белорусских и украинских коллег, так как их продукция по качеству и ассортименту мало чем отличается. Что касается стран дальнего зарубежья, то многие виды поставляемых сыров в РФ попросту не производят, и заменить их нечем, поэтому в ближайшие годы импорт останется большим и по объему, и по ассортименту. С ценами, по словам г-жи Рыбаловой, перспективы такие. Иностранные поставщики предполагали, что действие низких таможенных пошлин не будет продлено, поэтому импортеры сделали некоторый запас. Это может привести к тому, что цены на импортные сыры какое-то время останутся на прежнем уровне. Оптовые цены у отечественных производителей продолжают снижаться, но это снижение не сказывается на рознице. А начиная с осени, ожидается рост цен на сырое молоко, что вызовет повышение цен и на продукты его переработки.
B 2007 году продажи сыра в российской рознице выросли на 17% в стоимостном выражении, достигнув 69,4 млрд рублей. Такой существенный рост продаж способствует дальнейшему устойчивому развитию рынка, которое отмечалось в течение последних лет. Кроме того, увеличение продаж является отражением растущего спроса на упакованную молочную продукцию, который наблюдается в стране в настоящий момент. Pоссийские потребители по-прежнему в основном отдают предпочтение натуральным – не плавленым – сырам, которые считаются полезными для здоровья. В 2007 году плавленый сыр занимал лишь около 25% розничных продаж в стоимостном выражении. Среди товарных групп в 2007 году наибольший рост – 24% розничных продаж в стоимостном выражении – был отмечен в категории упакованных твердых сыров. При этом стоит отметить, что потребительская аудитория этой товарной категории относительно невелика – в нее входят потребители со сравнительно высоким уровнем доходов.
Российский рынок молочной продукции постоянно растет, конкуренция на нем усиливается. Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроками рынка, а также появлением в России заводов иностранных производителей. Рынок молочной продукции довольно хорошо изучен, однако не вся информация является открытой. Большая часть публикуемой информации содержит данные лишь о наиболее крупных игроках рынка, тогда как во многих случаях необходимо иметь факты, иллюстрирующие полную картину. Молочная промышленность – отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке различных молочных продуктов. В состав отрасли входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, мороженого, казеина и другой продукции из молока.
На молочном рынке России сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на традиционное в прежние годы снижение в осенне-зимний сезон предложения молока, сейчас на рынке отмечается его избыток. В результате финансового кризиса спрос на молочные продукты снижается и, как следствие, молкомбинаты сокращают производство и меньше закупают сырого молока. Переработчики уже поднимают вопрос о снижении закупочных цен.
Группа Danone, владеющая 18,4% в российском «Вимм-Билль-Данне» (ВБД), может войти в капитал производителя воды — компании «Висма». Как стало известно, французская компания уже полгода ведет переговоры о покупке блокирующего пакета «Висмы». Основным интересом в сделке для французов может быть доступ к дистрибуции «Висмы», с помощью которой они смогут в десять раз увеличить охват розницы в России. По разным оценкам, за четверть бизнеса производителя минералки Danone может заплатить 20—50 млн долл.
По данным "Инвест-гуру", "Вимм-Билль-Данн" опубликует слабые результаты по US GAAP за IV квартал 2008 года 18 марта. UniCredit Aton прогнозирует, что выручка, выросшая на 25% в годовом сопоставлении за 9 месяцев 2008 года, в IV квартале снизилась на 6% из-за повышения чувствительности потребителей к ценам, прекращения роста объемов в сегментах молокопродуктов и соков и девальвации рубля. Ожидается, что слабые показатели сегментов молокопродуктов и соков привели к снижению EBITDA по сравнению с предыдущим кварталом из-за снижения продаж высокорентабельной продукции и высоких цен на сырье. Также ожидается, что чистый убыток за IV квартал составит $11 млн. из-за значительной курсовой разницы.
Компания «Вимм-Билль-Данн» запустила первый на отечественном рынке мультикатегорийный детский бренд «Здрайверы». Долгосрочную платформу бренда, нейминг и коммуникационную стратегию разработало агентство BBDO Branding, а рекламная кампания создана командой BBDO Moscow. «Здрайверы» — уникальный бренд, который будет интересен детям, и вызовет доверие их родителей. Само название говорит о том, что этот бренд предлагает здоровое питание и захватывающий мир развлечений. Специально для детей от 3-х лет, дошколят и школьников младших классов, были разработаны новые продуктовые идеи, и конечно, вкусы, которые нравятся детям, а яркие упаковки с наклейками, магнитами и загадками, рассказывающими о приключениях команды забавных героев, увлекут детей в мир развлечений. «Здрайверы» помогут ребенку расти здоровым и самостоятельным. Родители же с удовольствием одобрят выбор своих детей, ведь это абсолютно натуральные продукты. Правило питания героев команды «Здрайверы» – только молоко, фрукты и злаки.
В 2008 году по отношению к 2007 году объем производства ЗЦМ в России увеличился на 8,9 и 18,6% в натуральном и денежном выражении соответственно. Крупнейшими производителем заменителей цельного молока в России в 2008 году являлось ОАО «Молоко» (торговая марка Молога). Его доля в 2008 г. составила 49,0% как в натуральном, так и в денежном выражении. Так же значительные объемы ЗЦМ были произведены ОАО «Вамин Татарстан» – 17,0% и ЗАО «Мустанг Ингредиентс» – 15,7%.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России разрешила 4 украинским мясо- и молокоперерабатывающим предприятиям поставлять свою продукцию в Российскую Федерацию. Напомним, что запрет на ввоз на территорию РФ украинского мяса и молочных продуктов начался 20 января 2006 года. Официальная причина эмбарго – несоблюдение украинской стороной ветеринарно-санитарных норм. До введения запрета экспортные поставки осуществляли почти 70 украинских молокоперерабатывающих и 70 мясоперерабатывающих предприятий.
В январе-марте текущего года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился. Увеличение производства молока произошло в наибольшей степени за счет сельхозорганизаций, рост производства в которых составил 81 тыс.т. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения молока надоено соответственно на 24,6 тыс.т и 20,7 тыс. т больше. Поголовье коров продолжало сокращаться, но более низкими, чем в прошлом году, темпами. Полученный уровень продуктивности коров в сельхозорганизациях позволил полностью компенсировать потери продукции из-за сокращения их численности. Импорт основных видов молочных продуктов увеличился за счет роста поставок из стран СНГ, в частности Республики Беларусь и Украины. Как и в прошлом году, основные объемы импорта сливочного масла и сыра приходились на страны дальнего зарубежья. Экспорт молокопродуктов был по-прежнему незначителен. Ценовая ситуация на рынке молока и молокопродуктов в начале текущего года в отличие от прошлого года характеризовалась более высоким ростом цен. Во II квартале т.г. цены реализации на молоко будут снижаться, что в определенной мере будет определяться сезонным фактором. Учитывая, что цены на сливочное масло и сыр в прошедшем году достигли высокого уровня, низкая платежеспособность значительной части населения будет сдерживающим фактором роста цен.
В 2007 году валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2006 годом увеличился на 721 тыс. тонн. Увеличение производства молока обеспечено в основном хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, прирост производства в которых составил, соответственно 547,8 и 142,5 тыс.т. В сельхозорганизациях молока надоено почти на 31 тыс. т больше. Поголовье коров продолжало сокращаться, но более низкими, чем в прошлом году, темпами. Продуктивность коров в сельхозорганизациях продолжала расти, однако её рост относительно прошлого года замедлился. Импорт сливочного масла, молока и сливок сгущенных сократился. В 2007 году их ввезено меньше по сравнению с предыдущим годом на 21,5% и 9,1%, соответственно. Импорт сыра, напротив, увеличился – почти на 10 процентов. Как и в прошлом году, доля стран дальнего зарубежья в поставках сливочного масла и сыра была наибольшей. Импорт сливочного масла и молока из стран СНГ сократился за счет снижения поставок из Украины и Республики Беларусь, а сыра, напротив, значительно увеличился, в основном за счет Белоруссии. Экспорт молокопродуктов увеличился, но был по-прежнему незначителен.
Компания ООО «ГЕА ВестфалияСёрдж» (сельскохозяйственный дивизион GEA Farm Technologies, входящий в группу GEA Group) проанализировала результаты молочной промышленности областей Южного Федерального Округа РФ за 1 квартал 2009 года и выявила основные изменения по итогам 2008 года. По данным Ростовстата объем производства продукции сельского хозяйства в I квартале 2009 года в Ростовской области составил 13,58 млрд. руб., что на 2,8% больше, чем в 1 квартале 2008 года. По данному показателю Ростовская область находится на втором месте после Краснодарского Края, где объем производства продукции сельского хозяйства составил 22,18 млрд. руб. или на 0,2% больше прошлогоднего уровня.
Как сообщили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ, по данным основных молокоперерабатывающих предприятий, закупочные цены на молоко в республике повысились в среднем на 40%. Если еще в начале сентября молоко от сельхозпредприятий на переработку поступало в среднем по цене от 6,2 рубля до 7,9 руб., то уже сегодня основные молокоперерабатывающие предприятия предлагают от 9,2 до 11,5 руб. за литр молока.
Помимо самого типа сыра на выбор товара потребителем влияют и другие факторы. Так, например, более трети потребителей при выборе сыра руководствуются его ценой и почти столько же - дизайном и упаковкой товара. Меньшая часть потребителей обращают внимание на вкус. На вес продукта и его сроки хранения при покупке обращает внимание лишь десятая часть потребителей.Наибольший объем продаж сыра в натуральном выражении - 35% - приходится на магазины самообслуживания - супермаркеты и минимаркеты.
В рамках исследования был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что в целом по России предпочтение отдается дешевым сортам твердых и плавленых сыров. Если говорить о предпочтениях россиян по маркам/наименованиям сыра, то наибольшим спросом пользуется «Российский» (48%), «Голландский» (34%), «Пошехонский» (29%) и «Костромской» (23%) сыры. В сегменте плавленых сыров наибольшим спросом также пользуются давно известные и привычные для россиян марки/наименования: «Янтарь», «Дружба» («Карат») и Viola (Valio Ltd.). Отечественный рынок плавленых сыров развивался иначе, чем рынок твердых и мягких сыров - он в большей степени подвергся экспансии западных производителей.
Агентству Mediaedge:cia не удалось удержать своего ключевого клиента — Danone. Год назад медиапартнер пообещал французской группе 30-процентные скидки, но так и не смог добиться этих условий от крупнейшего в стране продавца телерекламы группы "Видео Интернешнл" (ВИ). С 2011 года закупками телерекламы для Danone опять будет заниматься агентство MPG, с которым французы работали до 2010 года.
Лидер молочного рынка "Вимм-Билль-Данн" (ВБД; ТМ "Домик в деревне", "Веселый молочник") может купить владимирскую компанию "Ополье", входящую в топ-10 российских переработчиков молока. ВБД уже подал заявку на одобрение сделки в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Бизнес "Ополья" оценивается в 1,6-2,3 млрд руб. Эксперты считают, что это приобретение позволит ВБД сохранить за собой первое место на рынке после слияния Danone и "Юнимилка".
Цена закупки сырого молока увеличилась на 0,7%. Потребительские цены на масло сливочное увеличились на 0,1%, на молоко и сыры - остались на прежнем уровне. Объемы импорта (без учета Белоруссии) масла сливочного, молока сухого и сыра ниже уровня 2011 года. Мировые цены за последний период на молоко и сыры уменьшились на 4,5%, масло сливочное - на
Самым продаваемым продуктом 2010 года назвали свежее/пастеризованное молоко (69,3% от общего объема продаж). Стерилизованное молоко на втором месте (29,3% от общего объема продаж), далее следуют козье молоко (0,7% рынка), молочные напитки обогащенные соком (0,5% рынка), ароматизированные молочные напитки (0,3% рынка). Объем цельномолочной продукции в пересчете на молоко, составил 10,2 млн. тонны, при этом в месяц заводы производили 842 тыс. тонн, ежемесячный прирост составлял 0,1% (приводятся усредненные значения по России). Структура производства молока по регионам выглядит следующим образом:
Импортная продукция занимает серьезные позиции на российском рынке сливочного масла. Однако объем импортапродукта в прошлом 2011 году в натуральном выражении не изменился, по сравнениюс предыдущим отчетным периодом. В стоимостном выражении в долларовом эквиваленте объем импорта, напротив, вырос на треть, однако случилось это из-заповсеместного роста цен на сливочное масло. Основной экспортер сливочного маслав Россию — Новая Зеландия. На втором месте Финляндия, на третьем – Уругвай. «Экспресс – Обзор» прогнозирует в 2012 году рост рынка сливочного масла, в основном, за счет успехов отечественных производителей. При этом рост производства в течение 2012 года будет осуществлен благодаря двум аспектам