Немецкая компания Alfred Ritter, производитель шоколадных плиток Ritter Sport, с октября поднимает закупочные цены на шоколад в России на четверть. Alfred Ritter существует уже почти сто лет. Компания была основана в Германии в 1912 году и по сей день полностью принадлежит семейству Риттер. По итогам первого полугодия 2008 года доля Ritter Sport в сегменте плиточного шоколада в 11 крупнейших городах России составляла 11,9% в стоимостном выражении по сравнению с 11,2% в первом полугодии 2007 года.
Шоколадный рынок в России сегодня находится на подъеме – статистика отмечает постоянное увеличение продаж этого вкусного продукта примерно на 7-8 процентов в год. И хотя по прежнему шоколадные изделия наибольшим спросом пользуются в предпраздничные декады, можно с уверенностью говорить и о том, что доля шоколада и в повседневной корзине российского потребителя растет весьма быстрыми темпами и, по данным Росстата, на настоящий момент уже приближается к цифре в 5 килограмм на каждого россиянина в год. Что пользуется спросом? Если еще несколько лет назад лидером рынка были развесные конфеты, то сейчас они сдают свои позиции шоколадным конфетам в коробках, причем самые высокие темпы роста отличаются у самого дорогого сегмента, то есть конфет класса « Premium », которые показывают за последние годы практически пятикратное увеличение продаж. Самый стабильный рынок здесь – у конфет средней цены, а вот дешевые конфеты в коробках в крупных городах спросом практически не пользуются.
На российском шоколадном рынке сегодня разворачивается весьма любопытное действо. Со стороны кондитерская отрасль производит впечатление очень праздничного, «сладкого» сегмента, трудно поверить, что сегодня это поле для боевых действий, на котором кипят нешуточные страсти с активным переделом рынка, недружественными поглощениями и агрессивным наращиванием своего присутствия. По итогам этого передела, а финиш уже не за горами, ибо степень консолидации национального шоколадного рынка уже выше европейской, у кого-то из игроков действительно «все будет в шоколаде», а кто-то реально останется даже не «на бобах», а вовсе без ничего.
Когда-то в самом начале своего триумфального пути он продавался в аптеке как лекарство. И представить обывателю XVII века шоколад в качестве лакомства было так же сложно, как современному человеку касторку в качестве аперитива. Постепенно из средства для лечения желудка, бронхов и укрепления мужской потенции шоколад превратился в изысканный напиток благодаря своему тонкому запаху и бодрящему действию. Впоследствии он обрел свое твердое состояние и заинтересовал обеспеченных потребителей. В настоящее время мало что изменилось: как показывают спрос и предложение, главный тренд в шоколадной промышленности – это по-прежнему плитки шоколада. Они и сейчас находятся в списке люксовых товаров наряду с дорогими сигарами и вином.
СП ОАО "Спартак" (Гомель) до конца текущего года планирует ввести в эксплуатацию новую линю по производству конфет и плиточного шоколада. Ввод этой линии станет знаковым событием для белорусского кондитерского рынка: в современной истории страны не было ни одного проекта, сопоставимого с ним как по масштабу работ, так и по объему инвестиций. Новое итальянское оборудование уже смонтировано, в ближайшее время начнется его наладка. Еще до конца текущего года планируеться начать производство на нем новой продукции. Мощность оборудования составляет 1,8 т продукции в час, планируемая загрузка - 1 т в час. Фактически это новый мощный завод.
Как стало известно, страховая группа Menora Mivtachim Holdings стала владельцем первого кондитерского комбината «Азарт», расположенного в центре Санкт-Петербурга. Сумма сделки оценивается в 50 млн долл. Новый собственник намерен вывести предприятие в промзону «Парнас», а на освободившихся 4 га построить бизнес-квартал, стоимость которого может достигать 200—300 млн долл. Застройка «Азарта» станет уже вторым проектом израильтян в Северной столице: весной 2008 года страховщики совместно с партнерами успели купить завод «Красный маяк» на Выборгской набережной, где также планируется офисный комплекс.
Пожалуй, найдётся немного людей, которые скажут « я не люблю сладкое » и при этом будут полностью откровенны. В древности в некоторых странах сладости ценились не менее дорого, чем шелка и драгоценные металлы. Самым распространённым лакомством по всему миру, безусловно, является шоколад. Многие годы было принято считать, что он скорее вреден, нежели полезен. Но в последнее время учёные выдвигают всё больше аргументов в защиту шоколада. Какао-бобы являются богатым источником биологически активных веществ: В1, В2, РР, провитамин А, микроэлементы: фенилэтиламин, магний, натрий, кальций, калий, железо, растительные протеины, фитостерины. Самым известным свойством шоколада является его действие в качестве антидепрессанта. Один только аромат шоколада оказывает успокаивающее действие, придаёт ощущение гармонии и внутреннего тепла.
Цены на наблюдаемые продовольственные товары за десять месяцев 2008 года возросли в Приморье на 13.5 процента, что в 1.4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как сообщили, рост цен в группе плодоовощной продукции в среднем составил 15.4 процента. При этом, если на лук репчатый и морковь цены в октябре возросли относительно декабря прошлого года на 17.1-21.5 процента, на картофель и свеклу столовую – на 29-31.8 процента, то на капусту свежую и чеснок – снизились на 0.6 процента и 3.8 процента. Из фруктов заметно подорожали лимоны (на 19.8 процента).
Высокая конкуренция на российском шоколадном рынке привела к ряду слияний и поглощений среди ведущих игроков. Так, один из крупнейших мировых производителей кондитерских изделий - компания Nestle, владеет 4 российскими кондитерскими фабриками.
Чаепитие в кругу семьи или связанное с приходом гостей является традицией в российской культуре. Самовары, конечно, уже редко встретишь на столах, а вот разнообразные кондитерские изделия являются неизменным атрибутом чайных посиделок. В июле 2008 года было проведено исследование потребительских предпочтений на рынке мучных кондитерских изделий г. Омска. В ходе телефонного опроса было проведено 300 интервью с жителями Омска в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения города.
Сетевая продовольственная розница – крупнейший и динамично растущий канал продаж. За последний год число сетевых торговых точек в России увеличилось на 7%. Доля сетей в совокупном обороте продуктовой розницы растет еще более высокими темпами. На российском рынке изделий из шоколада принято выделять следующие сегменты: шоколадные конфеты в коробках, шоколадные плитки, шоколадные батончики, развесные шоколадные конфеты, фигурный шоколад и некоторые другие, относительно небольшие по объему категории. В статье рассматриваются показатели продаж первых трех сегментов – шоколадные конфеты в коробках, шоколадные плитки и шоколадные батончики – в продовольственной сетевой рознице. Основные показатели рассчитаны в стоимостном выражении. Среди рассматриваемых сегментов наибольшую долю занимают шоколадные конфеты в коробках – в непиковые периоды на них в среднем приходится 42-45% продаж шоколадных изделий .
Российский шоколад хорошо известен во всем мире и славится своими превосходными вкусовыми качествами. Однако финансовый кризис, в котором уже в течение многих лет находится Россия, и который сопровождается снижением покупательской способности населения, вызывает снижение производства конфет и шоколада и сокращение спроса на эти изделия внутри страны. В большой степени снижение объемов производства связано и с высокой долей устаревшего оборудования на предприятиях кондитерской промышленности (более 20%), низким техническим уровнем производства (если 15% оборудования соответствует мировым стандартам, то 50% машин и механизмов отработали уже более двух амортизационных сроков).
Российский рынок кондитерских изделий считается вторым в мире по емкости после американского. За Россией следуют Германия, Великобритания и Бразилия. Но, несмотря на высокие объемы производства, потребление кондитерских изделий в России значительно отстает от западных стран. Так, к примеру, среднестатистический россиянин употребляет за год порядка 9 кг сладостей, тогда как среднестатистический американец – 18 кг в год.
Кондитерская промышленность занимает 4-е место по объему выпуска продукции среди подотраслей пищевой промышленности, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли. Кондитерская промышленность характеризуется высокой степенью концентрации капитала и значительной долей прямых иностранных инвестиций. В период после кризиса 1998 г. многие фабрики оказались в тяжелом экономическом положении, особенно те из них, производство на которых большей частью зависело от импортного сырья. Мелким производителям тяжелее было справиться с последствиями кризиса, поэтому процесс укрупнения предприятий, начавшийся еще в середине 90-х, усилился. В 2000 г. процесс концентрации капитала и создания объединений предприятий в отрасли продолжился.
С 2002 г. объем сладкого рынка России вырос более чем наполовину и перевалил за отметку $600 млн., что в натуральном выражении составило около 570 тыс. т, более 60% из которых импортируется. Значит, отечественные кондитеры имеют весьма существенные перспективы. Поэтому инвесторам стоит внимательно отслеживать возможность вложений в производство кондитерских изделий - в ближайшие пять лет объем рынка может еще удвоиться. Если производителям удастся решить несколько задач.
Кондитерская промышленность занимает 4-ое место по объему выпуска продукции среди подотраслей пищевой промышленности, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли. После значительного спада производства, отмеченного в середине 90-х годов, в 1999 г. ситуация в отрасли стабилизировалась, наметился подъем производства, который продолжился в 2001–начале 2002 гг. Достаточно сказать, что объем производства кондитерских изделий в 2000-2001 гг. превысил уровень 1991 г., внутренний рынок существенно расширился.
В последнее время отечественный рынок кондитерских изделий не стоит на месте, стабильно развиваясь и увеличиваясь. По последним данным его годовой объем составляет около 12 млрд. долларов и занимает почетное второе место в мире. Только за 2008 год показатели в этой отрасли выросли на 7 % по отношению к 2007 году в абсолютном выражении и на 30 % в стоимостном. По утверждениям некоторых специалистов, за 2009 год увеличение составит 8-10 %. В этом нет ничего удивительного: российские потребители привыкли баловать себя сладостями.
К мучным кондитерским изделиям относят: торты, пирожные, кексы, пряники, вафли, печенья и др. По данным исследования рынка мучных кондитерских изделий (Анализ рынка мучных кондитерских изделий в России в 2005-2010 гг., прогноз на 2011-2014 гг.), большую часть рынка занимают печенья.
Обзор российского рынка выпечных/зерновых изделий. Исследования компании Euromonitor International. К началу экономического спада российский рынок выпечных/зерновых изделий уже достиг насыщения и полностью сформировался. Согласно классификации Euromonitor International, этот рынок включает следующие товарные категории: хлебобулочные и мучные изделия – хлеб, булочки, сладкая выпечка, пирожные/торты, – сладкое/несладкое печенье, злаковые продукты – каши, зерновые завтраки быстрого приготовления.
Для многих видов пищевой продукции очень важным фактором является фактор сезонный. Например, не надо быть экспертом, чтобы догадаться, что мороженое в порционных упаковках продается гораздо лучше летом, чем зимой. Однако же с кондитерской продукцией все не так очевидно. О том, как сезонный фактор влияет на рынок кондитерской продукции, рассказывает генеральный директор исследовательского агентства inFOLIO Research Group