В 2007 году рост продаж кофе в стоимостном выражении через on-trade канал превысил рост продаж через off-trade канал. Это связано с развитием сетей кофеен, особенно в Санкт-Петербурге и Москве. Основным результатом развития этого сегмента общественного питания стал новый взгляд на качественный кофе. Согласно прогнозам, подъем в развитии сетевых кофеен продолжится в течение ближайших пяти лет. Соответственно, объемы продаж через on-trade канал продолжат свой рост. Кроме того, ожидается экспансия сетей кофеен из крупных городов в средние и небольшие.
С 2009 года ожидается среднегодовой прирост оборота розничной торговли кофе в России примерно на 4-5% в стоимостном выражении. Сокращение выпуска натурального кофе в 2008 году (32573 тонн) произошло вследствие сокращения импорта сырья, который достиг в 2008 году 3716 тыс. мешков. Вследствие снижения урожая кофе в Бразилии, в 2009-2010гг. мировое потребление кофе может превысить его выпуск примерно на 8 млн. мешков. В следующем году урожай кофе может сократиться на 12%.
2008 год с точки зрения основных факторов, оказывавших влияние на покупательское и потребительское поведение россиян в отношении продуктов питания, можно разделить на период с начала года до осени (сентябрь) и осенне-зимний период (октябрь–декабрь и начало 2009 года.) В первый период на потребление оказывал влияние рост цен на продукты питания в условиях роста доходов населения. Второй период характеризуется началом сокращения доходов населения при ускорении роста рублевых цен на импортные продукты питания в результате плавной девальвации рубля. Наиболее подверженными изменениям обычно оказываются в подобных ситуациях премиальные сегменты конкретных товарных категорий. Поэтому анализ изменений, происходящих в сегменте сублимированного кофе (freeze dried), который фактически является премиальным сегментом рынка растворимого кофе, может служить примером одного из типов реакции рынков продуктов питания на кризис. Среди многих продуктовых категорий кофе не был подвержен такому сильному подорожанию, как, например, молочные и мясные продукты. На потребление кофе в большей степени оказывает влияние общая инфляция, которая заставляет некоторые группы населения менять состав своей привычной продуктовой корзины.
Российский рынок вендинговых аппаратов является достаточно молодым, но темпы его роста не очень высоки, что обычно не характерно для рынков, которые находятся в начальной стадии развития. На текущий момент отечественный рынок вендинговых аппаратов оценивается в 190 млн. долл. В целом рынок еще далек от насыщения и в дальнейшем он продолжит рост в течение достаточно длительного периода.
В 2008 году по сравнению с 2007-м объем домашнего потребления растворимого кофе снизился на 3%, а объем потребления зернового и молотого кофе – на 4%. Потребление кофейных смесей осталось практически без изменений. В 2008 году доля растворимого кофе в натуральном выражении составила около 70% всего рынка кофе, а зернового и молотого – 20%. Остальные 10% рынка занимали кофейные смеси. Рынок растворимого кофе разделен на три основных сегмента: порошковый, гранулированный и кристаллический. Доля кристаллического кофе составляет 47% всего рынка растворимого кофе, а доля гранулированного и порошкового – соответственно 35 и 17% в натуральном выражении. За последние несколько лет доля кристаллического кофе, который является наиболее дорогим на рынке растворимого кофе, росла довольно серьезными темпами, в то время как доля гранулированного и порошкового кофе снижалась.
Что касается стоимости растворимого кофе в Российской Федерации, то, естественно, она растет, как производственная, так и потребительская. Если сопоставить исследовательские данные с начала 2007 года до середины 2011 года, то можно проследить ярко выраженное увеличение потребительских цен. Говоря цифрами, средняя стоимость растворимого кофе в июне 2011 года достигла 1 385,17 руб. за килограмм, что превышает цену 2007 года на 86%. Российских производителей кофейной продукции на сегодняшний день стало
За последние несколько лет потребление какао-продуктов и шоколада во всем мире значительно возросло. В России лишь за период 2010-2011 гг. в сравнении с предыдущим сезоном увеличение рынка в натуральном выражении составило порядка 8%, а в стоимостном – практически 28% ($ 670 млн.). В 2011 году на территорию Российской Федерации было импортировано более 150 тыс. тонн какао-изделий, что превышает показатель 2010 года более чем на
Kraft Foods не единственные бедовые производители, проблемы начались у компании «Орими-Трейд», торгующей чаями «Принцесса Гита», «Принцесса Ява», «Принцесса Нури», «Принцесса Канди» и кофе «Жокей». Почти месяц назад от их продукции отказалась сеть X5 Retail Group. Здесь ситуация несколько иная, торговая сеть потребовала от поставщика оплаты рекламных услуг в размере 50 млн. рублей. Говорят, будто, цифру взяли, буквально с потолка. Правда, официальных комментариев стороны не дают, молчат как в Х5, так и в «Орими». Плохи дела у компании Paulig (Paulig Classic, Paulig President). И эти поставщики рассорились с «Магнитом» и «Х5». Поставщик сообщил представителю сети «Магнит» о повышении цен на кофе President (25%) и снижении стоимости Classic (10%). Ценовая политика отражала новую систему позиционирования марок на рынке. «Магнит» с таким видением не согласился, и просил Paulig снизить цены на
За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках. В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении. Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям
На данный момент в сегменте растворимого кофе Strauss делит 3-4-е место с российской фирмой "Орими трейд" (после Nestle и Kraft Foods), а также занимает третью позицию на рынке натурального кофе. Сейчас рынок натурального кофе, по данным "Куппо", выглядит следующим образом: в базовом, самом большом сегменте рынка (35 руб. за 100 г) лидеры - "Орими трейд" (марка "Жокей"), Strauss ("Черная карта"), чуть более скромная доля у "Куппо" ("Петр Великий") и у ЗАО "Продукт сервис" ("Лебо"). В среднем же сегменте (70-100 руб. за 100 г), который гораздо меньше по объему, чем базовый, - лидеры финская Paulig, Kraft Foods и немецкая Tchibo. От Strauss ждут новых поглощений. Наиболее вероятные претенденты на покупку - это та же "Куппо", "Продукт сервис" и небольшая "Кофейня на паях". Положение оставшихся небольших российских игроков, не имеющих таких финансовых возможностей, как у крупных западных компаний, в окружении транснационалов сложное, тем более что рынок кофе переживает непростые времена. "За последние полтора года цена на зеленый кофе существенно выросла, а переложить на потребителя рост цены целиком нельзя, потребитель не готов к такому росту цены. Если за полтора года сырье выросло на 100%, то среднее увеличение потребительских цен составило
В отличие от чая, рынок кофе в России еще не достиг насыщения. Именно этим объясняется продолжающаяся инвестиционная активность компаний российского рынка. Так, в сентябре 2011 года финская Paulig Group инвестировала около 20 млн. евро в открытие нового завода в промышленной зоне Боровлево-2 в Тверской области. Проектная мощность завода составляет 6000 тонн кофе в год или около 12 млн. упаковок кофе. Строительство кофеобжарочного завода Paulig рассматривает как один из важнейших шагов по увеличению доли на российском рынке натурального кофе и объемов продаж своей продукции. На сегодняшний день компания является крупнейшим импортером кофе в Россию и уже контролирует порядка
В данном обзоре представлены сведения по рынку горячих напитков России по итогам 2016 года, рассмотрено: динамика продаж чая и кофе, продаж частных марок за 2016 и 2015 гг., структура рынка по видам продукции и средние цены представленных товаров, структура рынка по каналам продаж.