В данном отчете представлена аналитическая информация по аптечному рынку России по итогам 1-3 кварталов 2017 года. Рассматривается: основные тенденции аптечного рынка России, M&A сделки на аптечном рынке страны в 3 квартале, удельный вес совокупной доли игроков на рынке, ключевые характеристики аптечного ритейла в детализации по ФО, средний размер чека, характеристика аптек в зависимости от точек локализации, мнение экспертов по рынку, топ-10 быстрорастущих аптечных сетей, новые сети, вышедшие на рынок в 2017 году, характеристика рынка по видам аптек, топ-50 аптечных сетей по размеру товарооборота.

В данном материале представлены отчетные аналитические сведения по аптечному рынку России по итогам 3 кварталов 2017 года. Рассмотрено: динамика количества аптечных точек с января 2015 по сентябрь 2017 гг., динамика объемов аптечного рынка за последние 3 года до сентября 2017 г.

Обзор содержит информацию по индексу цен на аптечные товары России по состоянию на апрель 2017 года. Рассматривается следующее: показатели инфляции в России в апреле, динамика индекса цен на непродовольственные  товары и медикаменты к декабрю 2016 года и январю-апрелю 2016 г., динамика средневзвешенных цен и розничной наценки в разрезе ОТС, Rx, БАД с 1 кв. 2017/1 кв. 2016 гг., динамика средневзвешенных цен и наценки на ЖНВЛП и товаров не входящих в эту категорию, динамика наценок на отечественные и зарубежные препараты, розничные, оптовые и цены производителей на ЖНЛП, динамика розничных цен на ЖНЛП в разных ценовых диапазонах, и в разрезе отечественных/зарубежных ЖНЛП.

В данном материале содержатся отчетные аналитические данные по аптечному рынку Москвы по итогам 1 квартала 2017 года. Рассматривается: динамика аптечного рынка Москвы за 3 месяца 2017/ 3 месяца 2016 гг., десятка ведущих производителей по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих брендов по объему аптечных продаж, топ-10 лидирующих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих АТС групп по объему аптечных продаж.

В обзоре представлены аналитические данные по аптечному рынку Санкт-Петербурга по итогам 1 квартала 2017 года. Рассматривается: динамика аптечного рынка за 3 месяца 2017/ 3 месяца 2016 гг., десятка ведущих производителей по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих брендов по объему аптечных продаж, топ-10 лидирующих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих АТС групп по объему аптечных продаж.

Отчет содержит аналитические данные по аптечному рынку России по итогам 1 квартала 2017 года. Рассматривается: динамика аптечного рынка России за 3 месяца 2017/ 3 месяца 2016 гг., десятка ведущих производителей по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих брендов по объему аптечных продаж, топ-10 лидирующих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж, топ-10 ведущих АТС групп по объему аптечных продаж.

В данном материале представлены отчетные сведения по рынку аптек Москвы за 2016 год. Рассмотрено: число функционирующих аптек в Москве, объем реализации лекарственных препаратов, наиболее продаваемые лекарственные препараты и производители, крупные лекарственные сети Москвы и их краткая характеристика, краткие выводы.

Статья содержит аналитические сведения по рынку категории парафармацевтики России по итогам 1 полугодия 2016 года, рассматривается: темп сокращения аптечного рынка по итогам 1 полугодия 2016 к  АППГ, темпы сокращения продаж лекарственных средств и товаров другого ассортимента, доля сегмента парафармацевтики в общей объеме аптечного рынка, топ-5 категорий сегмента парафармацевтики в 1 пол. 2016 к 2015 году.

В данном отчете представлен рейтинг мультинациональных аптечных сетей России по итогу 1 квартала 2014 года. Рассмотрено: покрытие аптечной сети по регионам и федеральным округам России, местонахождение главного офиса аптечной сети, количество точек, доля на розничном рынке ЛС в 1 кв., измененеи доли по отношению к 1 кв. 2013 году, комплексный рейтинг региональных аптечных сетей в 1 кв. 2014 года, топ-25 аптечных сетей по объему продаж, прирост товарооборота в аптечных сетях разных категорий 1 кв. 2014/1 кв. 2013 гг., структура реализации товаров в разрезе лекартсвенного/нелекарственого/льготного ассортимента.

Пока Россия располагает примерно 53 тысячами аптечных учреждений, многие из которых входят в брендовые сети. Каждая аптечная точка в среднем по России проводит продажу товара ежемесячно на 11-13 тысяч долларов. По крупным городам объемы продаж превышают в два-три раза от среднего. Разница существенна и между мелкими, средними и крупными аптечными сетями. Так статистика показывает, что одиночные аптечные предприятия дают в месяц объем продаж примерно 9-10 тысяч долларов, аптечные учреждения мелких и средних сетей дают оборот равный примерно 13 тысячам долларов, а по крупным сетям каждое учреждение приносит более 30 тысяч долларов от продаж. При этом следует отметить, что чем выше объемы продаж в крупных сетях, тем значительнее в них процент нелекарственных форм и парафармацевтики. В брендовых сетях примерно 60% объема продаж приходится на лекарственные формы, 30% составляет товары парафармацевтики, остальное – это БАДы и другие нелекарственные формы. Учитывая, что наценка на ГЛС в России примерно 30%, а на БАД и парафармацевтику в пределах

По пути от таможни до аптечной полки упаковка импортного лекарства в России дорожает в среднем примерно вдвое. В некоторых случаях наценка превышает 300%, и доля аптеки в ней - не основная. Эксперты подсчитали, насколько стоимость иностранных лекарств на аптечных полках отличается от цены, по которой они импортируются: таможенная стоимость плюс НДС плюс пошлины (все данные - за II квартал 2009 г.).

Согласно прогнозам, средний житель российской столицы к концу года оставит в аптеках не менее $220. Это примерно вдвое меньше годовых затрат французов ($410) и в полтора раза - немцев ($363). При этом мы почти догнали Испанию, Италию и Великобританию ($265, $256 и $249 соответственно), а Польшу ($131) и Чехию ($128) оставили далеко позади, пишет GZT.ru. Правда, нужно учитывать, что около 45% подобных расходов в развитых странах погашают страховые кассы, так что фактически лекарственное обеспечение европейцев обходится вдвое дороже. Иными словами, средний европеец, в отличие от нас, оплачивает из собственного кармана лишь половину стоимости лекарственной корзины. В Москве спрос смещается в пользу более дорогих препаратов. Компания это объясняет активным выводом на рынок новых препаратов, а также высокой инфляцией. Столичные продажи препаратов от 100 до 500 рублей за три года в натуральном выражении выросли с 26,4 до 40,9%, а лекарства дороже 500 рублей за упаковку - с 3,07 до 6,1%.

Oбъем коммерческого розничного рынка ГЛС России вырос на 29% в рублевом эквиваленте по сравнению с I полугодием 2007г. и достиг 4,2 млрд. долл. (100,6 млрд. руб.) в оптовых ценах и 5,4 млрд. долл. (130,2 млрд. руб.) в розничных ценах (без учета ДЛО). Потребление в натуральном выражении увеличилось на 8% и составило 1,9 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки выросла с 2,17 долл. (56,8 руб.) в прошлом анализируемом периоде до 2,79 долл.(66,9 руб.) в розничных ценах, год спустя. Средняя розничная наценка составила 29% в рублевом эквиваленте, что несколько ниже уровня прошлого анализируемого периода (30%). В целом, в течение первых шести месяцев 2008г. российский потребитель потратил в ап-теке на лекарства, в среднем, 38,3 долл. (около 917 руб.).

Последнее время почти все торговые сети демон-стрировали одинаковую стратегию – агрессивное расширение с привлечением инвестиций. Это привело к тому, что некоторым крупным ритейлерам, увлёкшимся количественным ростом, стало не хватать средств для финансовых выплат. Собственного денежного потока зачастую достаточно лишь на погашение налогов и процентов по займам.

Аптечная сеть «36,6» 11 июля объявит аудированные финансовые результаты за 2007 год по МСФО. По оценкам аналитиков, опрошенных РБК daily, прошлый год компания завершила с чистым убытком в размере около 50 млн долл., тогда как в 2006 году она получила 34,5 млн долл. чистой прибыли. Причина кроется в критической долговой нагрузке аптечной сети, убеждены аналитики: соотношение долг/EBITDA составляет 11,6. К концу 2008 года «36,6» все же сможет выйти из отрицательной зоны, надеются они, если компания рефинансирует долг в размере 271 млн долл.

B России в настоящее время существует около 240 частных аптечных сетей, работающих под единой торговой маркой и имеющих в своем составе шесть и более аптечных точки. Их количество заметно увеличилось по сравнению с 2006г. (190 сетей), при этом рост количества брендованных сетей был обусловлен как образованием новых конгломератов, так и обретением существующими единой торговой марки. Следует отметить, что некоторые аптечные сети, работающие «под одной вывеской» до сих пор не зарегистрировали свой товарный знак или другие средства индивидуализации в Роспатенте, в основном это касается средних и мелких сетей. Несмотря на упомянутое увеличение числа сетей, структура этого сегмента по размеру его участников осталась относительно стабильной (рисунок 1). На долю мелких аптечных сетей, в состав которых входит 9 и менее розничных точек, приходится около 35% общего их количества. Крупные сети, количество входящих аптечных учреждений в которые превышает 50, составляют 11% общего числа аптечных сетей.

Фармацевтический рынок РФ удвоится к 2012г. Oбороты отечественных аптечных сетей показывают колоссальный рост. Практически каждая сеть, которая входит в десятку лидеров, увеличивается на 60-70% в год. Такой рост достигается за счет слияния и поглощения мелких региональных игроков. По итогам прошлого года рост отечественного фармрынка составил 11%, его емкость превышает 11 млрд долл, а к 2012г. фармрынок удвоится. Лидеры аптечного рынка по количеству точек продаж и доли на рынке за последний год – "Аптека 36,6", "Ригла" (включая "03 Аптека"), "Мособлфармация", "Доктор Столетов", "Старый лекарь".

В данном обзоре представлены сведения по аптечным продажам косметических средств в России по итогам 3 квартала 2017 года. Рассматривается: доля клиентов, которые пользуются кремами, доля экспорта косметической продукции, потребительские предпочтения, конкуренция отечественных производителей на международных рынках, перспективы развития рынка, топ-5 производителей в категории "Средства для рук" в 2006 году, тенденции аптечных продаж средств для рук в течении января-мая 2007 г., топ-30 аптечных продаж средств для рук в России за 4 месяца 2007 г., топ-20 средств для рук в России и Москве в рассматриваемом периоде.

Аптечные сети не только демонстрируют стремительный количественный рост, значительно увеличивая свой численный состав и региональную представленность, но и стараются развиваться в качественном плане, внедряя современные системы управления, расширяя ассортимент и предлагая потребителям ряд дополнительных (не традиционных для аптеки) продуктов, начиная от консультационных услуг и заканчивая оплатой мобильной связи и продажей полисов дополнительного медицинского страхования (ДМС). Пока, правда, дополнительные услуги идут навстречу потребителям очень робкими шагами. Идея совместного предоставления медицинских услуг врачом и провизором достаточно давно витает в воздухе: многие медицинские центры имеют собственные аптеки, в которых сразу после получения рекомендации врача можно приобрести необходимые лекарства. В некоторых российских аптеках врачи также работают не первый год. Впрочем, их деятельность ограничивается в основном оказанием консультационных услуг; проводятся и простейшие виды диагностики (например, измерение АД). Речь, конечно, идет о единичных аптеках, которые сотрудничают с врачами в частном порядке. Причины симбиоза врача и аптеки вполне понятны: увеличивается приток посетителей в аптеку — растет количество покупок.

Высокие темпы роста и значительный объем коммерческого сектора российского фармацевтического рынка стимулируют развитие его инфраструктуры. Тенденция активного расширения крупных сетей путем покупки региональных компаний, которая наглядно проявилась в прошлом году, сейчас усилилась. Лидеры не жалеют денег на приобретение выгодных активов. По оценке DSM Group, через три года десяти ведущим сетям будет принадлежать не менее 60% рынка. Лидер рынка – сеть «36,6» – планирует к 2010 году довести количество аптек до 2,5–3 тыс. Другими словами, в ближайшие три года их число должно утроиться. Не последнюю роль в успешной реализации амбициозных проектов «36,6» сыграют сделки M&А. В компании подтвердили, что в ближайшие полгода-год еще не одна региональная сеть перейдет под бренд «36,6». Последние приобретения – екатеринбургский «Здравник» (48 аптек) и новосибирский «Аптечный торговый дом» (4 аптеки).