Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию касательно рынка биологически активных добавок России. Рассматривается следующее: место БАД в ассортименте российских аптек, объём и динамика аптечного рынка БАД в ценах потребителя, структура рынка БАД в разрезе на аптечный и не аптечный сегмент по итогам периода январь-август 2012, динамика уровня розничных наценок и динамика средних цен на ключевые аптечные ассортиментные группы, топ-10 групп БАД по объёмам продаж в аптечном сегменте, структура аптечного рынка БАД в России, производители ЛС в сегменте БАД и производители БАД в сегменте ЛС, оборот БАД с позиции потребителя.

В 2011 г. продажи витаминных препаратов выросли на 2,8% и достигли 257,4 млн упаковок. В 2012-2016 гг. продажи вырастут на 33% - с 268 до 355,6 млн упаковок. Продажи витаминных препаратов растут благодаря высокому спросу. Объясняется это, в частности, модой на здоровый образ жизни. Кроме того, стремительно расширяется ассортимент витаминов:

Как показали результаты глобального онлайн исследования Nielsen, 40% потребителей употребляют витамины и диетические добавки, но менее 60% из них делают это на регулярной основе. В ходе исследования компании Nielsen, посвященного витаминам и добавкам, были опрошены регулярные Интернет-пользователи в 52 странах мира, включая Россию, чтобы выявить отношение потребителей к этим товарам и основные причины их применения. Применение витаминов и диетических/пищевых добавок более распространенно в Северной Америке и Азии, нежели в Европе и Латинской Америке. Самый высокий уровень их применения зафиксирован на Филиппинах и в Тайланде, где две трети опрошенных (66%) употребляют витамины и добавки. Ненамного отстает от них и США – 56%. В России, как показал онлайн опрос, витамины и диетические добавки применяют 50% респондентов, и главным образом − для повышения иммунитета.

В настоящее время в России около 99% аптечных продаж лекарственных средств против ожирения приходится на две торговые марки — "Ксеникал" ("Рош") и "Меридиа" ("Эббот"). Общий объем реализации ЛС в 2006 г. составил более 60 млн. долл. США в ценах потребителя, а в первые четыре месяца с.г. — более 22 млн. долл., причем темпы роста продаж обеих торговых марок превышают среднерыночные, что характеризует этот сегмент рынка как далекий от насыщения. Кроме того, эти препараты различаются по механизму действия, что позволяет им сохранять относительное равновесие в долевом соотношении реализации, и не имеют аналогов на рынке (отечественный препарат "Редуксин", аналог "Меридиа", появился на рынке совсем недавно). Эти обстоятельства, вкупе с увеличением числа потенциальных потребителей, свидетельствуют о том, что в ближайшее время стоит ожидать увеличения объема данного сегмента, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Общие итоги 2006 г. продаж БАД свидетельствуют о растущей конкуренции на рынке БАД, нешуточном накале борьбы между отечественными и иностранными производителями, усилении интереса всех участников рынка и укреплении доверия населения к этому виду продукции. Раньше лидерами были иностранные производители, сегодня лидирующие позиции принадлежат отечественным БАД. В ТОР наиболее продаваемых БАД за I кв. 2006 г. и этот же период 2007 г. нашей аптеки входят 90% отечественных препаратов. В I квартале 2007 г. было продано на 10% больше отечественных БАД, чем за тот же период прошлого года, тогда как импортные БАД остались на прежнем уровне. Интерес населения к российским БАД объясняется тем, что отечественные производители стали больше внимания уделять маркетинговым мероприятиям по продвижению своей продукции.

Согласно данным официальной статистики, потребителями БАД и средств космецевтики в 2006 г. стали около 8,5% россиян. Активная рекламная поддержка продукции данной товарной группы в СМИ, повышение благосостояния населения, отсутствие у потребителей строгой дифференциации понятий «БАД» и «лекарственное средство» обуславливают стабильно высокий спрос на БАД и средства космецевтики у населения. По итогам первых пяти месяцев текущего года реализация БАД и космецевтики через аптеки составила более 7% объема всех розничных продаж. Интерес потребителей к БАД остается по-прежнему высоким, что подтверждается динамикой продаж. Наибольший всплеск покупательской активности в отношении данной товарной категории аптечного ассортимента наблюдался в марте, когда увеличение продаж по сравнению с предыдущим месяцем составило 22%. Для этого периода года традиционно высокими являются продажи средств для похудения, комплексов, содержащих витамины и/или микроэлементы, а также БАД, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Биологически активные добавки по-прежнему остаются привлекательным товаром для всех участников фармрынка, поэтому их продажи постоянно растут. По итогам 2006 г. объем рынка нелекарственного ассортимента составил 409,09 млн долл. США в оптовых ценах, что на 32,97% превышает показатели прошлого года. Рынок БАД демонстрирует постоянный динамичный рост, превышающий рост рынка ЛС. Итоги 2006 г. свидетельствуют о том, что, как и в 2005 г., рынок продолжает наращивать обороты. Обращаем особое внимание читателей на то, что в статье представлены данные только розничного аптечного рынка БАД и космецевтики. Реальная оценка объемов рынка еще выше, как и темпы его роста, но отследить все показатели на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку, несмотря на ужесточившиеся правила для участников рынка, сбыт большей части БАД осуществляется путем сетевого маркетинга.

Второй год подряд фармрынок России растет более чем на 30%. По данным ЦМИ Фармэксперт за 2005-2006 гг., объем рынка вырос с $6,25 млрд. - до $11,5 млрд. Норма потребления лекарств россиянами увеличилась в 2006 г. до $79 на душу населения, но все еще сильно отстает от показателей западных стран ($350 на человека). Ожидается, что в 2007-2013 гг. фармрынок будет расти в среднем на 18% в год. Динамика сегмента парафармацевтики в России в 2003-2006 гг. также имеет положительную тенденцию: в 2004 г. общий рост рынка парафармацевтических товаров составил 20,7%; в 2005 г. вырос не менее чем на 28%, и, наконец, по предварительным оценкам, в 2006 г. сегмент вырос на 37%.

Биологически активные добавки по-прежнему остаются привлекательным товаром для всех участников фармрынка, поэтому их продажи постоянно растут. По итогам 2006 г. объем рынка нелекарственного ассортимента составил 409,09 млн. долл. США в оптовых ценах, что на 32,97% превышает показатели прошлого года. Рынок БАД демонстрирует постоянный динамичный рост, превышающий рост рынка ЛС. Итоги 2006 г. свидетельствуют о том, что, как и в 2005 г., рынок продолжает наращивать обороты. Обращаем особое внимание читателей на то, что в статье представлены данные только розничного аптечного рынка БАД и космецевтики. Реальная оценка объемов рынка еще выше, как и темпы его роста, но отследить все показатели на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку, несмотря на ужесточившиеся правила для участников рынка, сбыт большей части БАД осуществляется путем сетевого маркетинга.

Российский потребитель разлюбил старые отечественные витамины, и предпочитает продукцию западных фармацевтов или, на худой конец, новые отечественные бренды. Такой вывод делают специалисты аналитической компании RMBC, изучающие российский аптечный рынок. По данным их исследования, доля витаминов и биодобавок в структуре розничного фармацевтического рынка России составляет 4,14%. Причем сегмент витаминов существенно замедлил свой рост. Если сравнивать с аналогичными показателями за предыдущий год, объемы продаж витаминов упали на 4,5%. Такие традиционные отечественные торговые марки как Аевит, Ревит продаются все меньше. Зато продвигаются новые препараты зарубежного производства, такие, как Биовиталь или Супрадин. Единственным старым русским брендом, удержавшим позиции лидера оказался Компливит. При этом рост витаминного сегмента вдвое отстает от аптечного рынка в целом. Внимание современного потребителя начинают все больше привлекать биодобавки.

Основные тенденции рынка БАД Широкое распространение в России БАД получили в 1998-99 гг. Сейчас они все в большей степени составляют конкуренцию лекарственным средствам, становятся более, востребованы населением. У потребителей постепенно формируется культура потребления БАД ("культурная волна" в этом случае идет из крупнейших урбанизированных городов в провинцию), а иногда, когда препараты рекламируются как средства, имеющие лекарственный эффект, добавки видятся некоей панацеей. Так, по данным одного из исследований компании RMBC, проведенного в 2003 г., четверть опрошенных потребителей полагают, что БАД - это почти лекарства. По мнению более 60% потребителей, БАД, как и лекарства, должны рекомендовать специалисты - врачи и провизоры. Потребители чаще используют БАД для лечения нетяжелых заболеваний и как превентивный инструмент от возможных и только возникающих проблем со здоровьем и красотой. Таким образом, мы наблюдаем конкурентное положение товарной категории БАД по отношению к лекарственным средствам.

Связаться с нами