В данном обзоре представлены аналитические сведения по рынку мебели для спален России. Рассматривается: общие тенденции в производстве мебели для спален в России, региональная структура производства в 2016 году, доля экспорта и внутреннего производства на рынке.

В данном обзоре представлена информация касательно российского рынка домашней мебели, а именно: ситуация на рынке, основные тенденции рынка мебели для спальни, объем рынка, объемы производства кроватей в России, темпы роста рынка и другое.

В 2009 году ситуация на рынке бытовой техники и электроники существенно ухудшится, причиной чему станет финансовый кризис, начавшейся в России осенью 2008 года. Замораживание зарплат, рост безработицы, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования, замедление темпов жилищного строительства, высокий уровень инфляции повлияют на покупательскую активность граждан РФ.

Прирост по российской продукции сохраняется, однако он заметно ниже, чем в прошлом году — процентов на 20-25 — и совсем немного опережает темпы роста цен на мебель. Неплохо подросли продажи по кухонному направлению, а вот мягкую мебель берут гораздо хуже. И повышение минимальной таможенной стоимости на импортные диваны в этой ситуации не помогло, поскольку цены на российскую продукцию также выросли. Российская мягкая мебель, скопированная с итальянской, за такие деньги нашему потребителю не нужна. Кстати, «итальянские» продажи возросли в наших салонах существенно.

Группа брендовых лидеров уже сложилась, и она всем известна. Что касается массового сегмента, то здесь, кроме «Пинскдрева», определить фаворитов гораздо сложнее: этот тип компаний в России только формируется. Их много, но они либо ещё не выросли до заметного уровня, либо, будучи созданными специально под массовый спрос, делают на рынке первые шаги (как ЗАО «Кожпроммебель»). В основном это фирмы с оборотом в месяц до 1500 диванов в ткани по отпускной цене 6–10 тысяч рублей и в коже — по 100–300 диванов от 17 тысяч. Очевидно, что все сегменты рынка — поле для активной конкуренции. Экстенсивный — количественный — рост эффективно работающих клиентов исчерпан. Это значит, что число торговых фирм, с нуля начинающих работу с мягкой мебелью, будет незначительно. В то же время количество специализированных мебельных центров вырастет. И, конечно же, продолжат интенсивно развиваться успешные продавцы мебели. Отсюда — накал конкурентной борьбы.

<Ещё недавно казалось, что дефицит столешниц для кухонной мебели непреодолим. Сегодня сами мебельщики утверждают: купить столешницу — не проблема. При этом потребность рынка на 90% удовлетворяется за счет российского производства. Импортируются только дорогие изделия, в основном из Германии и Италии. Ввод новых мощностей по производству ДСП кардинально изменил ситуацию на отечественном рынке кухонных столешниц. Нельзя сказать, что все проблемы решены, но уже и сами производители комплектующих, и статистика подтверждают: с сырьем стало намного легче. Как следствие — увеличивается выпуск столешниц и расширяется их ассортимент. Программы отечественных производителей представлены не только изделиями из плит, облицованных пластиком, в десятках, а то и в сотнях декоров, но и столешницами из нержавеющей стали, массива древесины, конструкционного пластика, тамбурата.

80 процентов отечественной корпусной мебели «одето» всего в 15 декоров, большая часть которых уже давно сошла с европейской сцены. Считается, что в советские времена бедный ассортимент мебельной продукции объяснялся исключительно недостатками планового хозяйства: «Какую краску на склад забросили, той и красим, пока есть!» С тех пор многое изменилось, отечественная мебель стала доступнее и качественнее. Но стала ли она принципиально разнообразнее? Оставим пока в стороне модельный ряд. С точки зрения производства, самое простое, что может обеспечить широкий ассортимент, — это цвета и декоры. Не надо переналаживать оборудование, не надо менять технологические карты — достаточно поставить задачу перед поставщиками ДСП.

Сколько раз за жизнь среднестатистический россиянин полностью меняет обстановку в квартире? В лучшем случае — один. Более частые перемены ему не по карману. По данным Росстата, в 2000 г. наш соотечественник потратил на мебель 9 долл., в 2005 - 15 долл. (12 евро). Сумма смешная, если сравнивать ее с расходами, к примеру, французов. Те в меблировку своего жилья ежегодно вкладывают 200 евро, а немцы - до 300 евро. Низкий спрос обусловливает и крайне незначительную долю России в мировом производстве мебели — 0,61%. По данным Минэкономразвития, в прошлом году продажи мебели в России превысили 4,6 млрд. долл., в то время как ежегодный оборот этого рынка в Европе равен 200 млрд. евро (260 млрд. долл.). Российской мебельной промышленности пока довольно сложно конкурировать с зарубежными производителями. Если в 2005 г. импорт в Россию вырос на 25%, то российское производство — лишь на 13%. При столь разных темпах роста перспектива потери рынка становится все реальнее.

На сегодняшний день мебельный рынок РФ динамично развивается. Ежегодно в последнее время рынок растет на 15-20%, хотя прогнозируется и снижение темпов роста до 7-8% в ближней перспективе . В 2005 году емкость российского мебельного рынка, по официальным данным, составила около 3,5 млрд долл. Хотя с учетом доли нелегальных продаж независимые эксперты увеличивают эту цифру до 4,3 млрд долл. Развитие рынка мебели для дома тесно связано со строительством новых жилых помещений, уровнем жизни населения. Начиная с 2000 г. наблюдается рост числа построенных квартир и жилых домов. Так, увеличение числа построенных квартир в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом составило 8%; площадь введенных в действие жилых домов в городах, поселках городского типа и сельской местности увеличилась за тот же период на 6,3%. По данным ФСГС, наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Москве, где в первом полугодии 2006 г. введено 13,7% от сданной в эксплуатацию общей площади по России в целом, Московской области - 11,0%, Краснодарском крае - 5,8%, Республике Башкортостан - 4,4%, Санкт-Петербурге - 3,8%, Ростовской области - 3,5%.

"Мягкий" бизнес становится все более жестким, благодушные настроения беспочвенны. В ближайшей перспективе серьёзных поводов для сокращения рынка не вижу. По мнению экспертов, процентов на 10-20 рынок будет расти ещё 3-5 лет. Чтобы определять лидеров в секторе мягкой мебели, необходимо чётко понимать, в каком слое (сегменте) работает компания-производитель, претендующая на лидерство. Слоев три - высокий, или брендовый, низкий, или обезличенный, и смешанный. Высокий уровень - брендовая мебель, когда компания продвигает своё имя в местах продаж. Низкий - это массовый, обезличенный, когда продукт выпускается под конкретного заказчика. Смешанный - когда компания работает одновременно в двух первых сегментах.

По оценке объем рынка мебели для дома в 2006 году вырос на 19,1% в рублевом выражении и на 24,3% - в долларах. Доля мебели для дома составила в 2006 году около 80% от всего рынка мебели в стоимостном выражении. Если говорить о рынке мебели в целом, то в 2006 году объем продаж мебели с учетом теневого сегмента вырос на 17,6% в текущих ценах (в рублях) и на 10% - в сопоставимых. За гранью официальной статистики находится около трети импорта и экспорта мебели, а также больше трети производства и продаж мебели. Но если сравнить текущую ситуацию с данными предыдущих лет, нельзя не заметить уменьшения доли теневого сектора российского мебельного рынка.

Российские производители мебели могут потерять внутренний рынок. По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61%. В прошлом году в среднем россияне тратили на мебель от 20 до 29 долл. на человека.

Российский рынок мебели является одним из самых конкурентных, где представлены и работают как крупные мебельные фабрики, так и множество небольших фирм-производителей мебели. Несмотря на большой потенциал развития отрасли, потребление мебели в России по сравнению с европейскими странами остается на крайне низком уровне.