В данном материале представлены сведения по развитию рынка франчайзинговых услуг России, рассмотрено: доли франчайзинговых магазинов по типам сетей, доля франчайзинга на рынке одежного ритейла в феврале 2016/17 гг, динамика франчайзинга на рынке общепита с 1 квартала 2012 - май 2016 гг., динамика ВВП страны и доходов населения с 2009-2017 гг. ,согласно прогнозам, сравнение цен в 2016 с 2013 годом, динамика закредитованности населения с 2009-2016 гг.

В обзоре представлена информация по рынку франчайзинга в регионах России, рассматривается: факторы развития бизнеса по франчайзингу в регионах в течении 2014-2015 гг., инвестиционный потенциал региональных операторов, комментарии руководителей франчайзинговых сетей прогнозам, трендам.

В следующем году франчайзинговая модель развития сетей, торгующих сотовыми телефонами, прикажет долго жить, а доля «Евросети» с «Ультрой» на рынке приблизится к 50%, - к таким нетривиальным выводам приходят эксперты Mobile Research Group, составляя прогноз на следующий год. Участники рынка соглашаются далеко не с каждым суждением аналитиков: крупные сети намерены сохранить за собой не меньше 15% рынка, не отказываясь от франчайзинговых проектов. Фрайчазинговые сети неуправляемы, у них нет единой политики, единых стандартов компетентности персонала, нет сервиса, их доходность значительно ниже, чем у обычных сете - и все эти проблемы выявил этот год.

Стремительно развиваясь, формат ТЦ предлагает все новые услуги своим посетителям — кино, детские площадки, боулинг… Первоочередным же дополнением к шоппингу явились фуд–корты — утолить голод человеку необходимо, где бы он ни находился. Насколько удобно ресторанным компаниям «заходить» в ТЦ через франчайзинг? В большинстве случаев состав фуд–корта представлен формой фаст–фуд. Рестораны полноценного уровня обслуживания встречаются на территории ТЦ достаточно редко, например, в спальных районах, где жители могут посетить ТЦ целенаправленно ради самого ресторана, а не с целью покупок.

Долгое время франчайзинг в продовольственной рознице развивался менее активно, чем в секторе nonfood. Но на сегодняшний момент данная тенденция явно меняется, отечественные продуктовые ритейлеры энергично взялись за освоение и применение франчайзинговых схем, стремясь наверстать упущенно. Некоторое отставание продовольственной розницы в использовании франчайзинга объясняется тем, что франчайзеры могут предложить потенциальному партнеру лишь технологии, опыт и особенности процесса работы (а не товар, как многие непродовольственные ритейлеры). Разработка бизнес–технологий, их оттачивание, апробация, перевод в полноценные ноу-хау — процесс достаточно длительный и трудоемкий, многие сетевые компании совсем недавно предложили на рынке готовый продукт — франшизу.

Если еще три года назад предприниматели задавались вопросом, что такое франчайзинг, то сегодня их интересует совершенно другое: как выбрать подходящую франшизу и эффективно вести бизнес? Bсе больше предпринимателей склоняются к этому виду бизнеса, и спрос на франшизы растет. Например, в 2002 г. число франшизеров — владельцев торговой марки, продающих право действовать от их имени, — ограничивалось сотней компаний, в начале 2005 г. оно возросло до 170, а к концу текущего года, по предварительным прогнозам, эта цифра должна увеличиться до 230. Однако уже сейчас в России работает 260 франшизеров, а франчайзи, покупателей готового бизнеса, насчитывается около 2,7 тыс.

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала.

В недрах франчайзинга постоянно формируются новые требования к знаниям топ-менеджеров и функциональных сотрудников, умению и возможностям практического воплощения этих знаний на разных уровнях управления. Как результат - новое качество менеджмента внутри сети. B России сейчас насчитывается 135 франшизных систем. С одной стороны, тут явнрое отставание от запада, с другой - свидетельство большого потенциала развития франчайзинга в России. Общими проблемами, сдерживающими развитие франчайзинга у нас по-прежнему остаются нелегализованность самого термина "франчайзинг"; отсутствие концептуального подхода к развитию этого вида бизнеса на государственном уровне; неурегулированность правовых, налоговых, административных вопросов; трудности в получении кредитных ресурсов; недостаток информации и специалистов. Большая проблема для молодых потенциальных франчайзи - высокая стоимость вхождения в сеть (франчайзеры ставят бизнес - передают свою марку, документацию, технологии, "ноу-хау" и проч.) плюс инвестиции в бизнес.

B этом году на петербургском рынке на продажу свои франшизы выставили около 30 предприятий общественного питания, среди них такие, как "Кошкин дом", "ГУРМЕ", The Bus (Санкт-Петербург); "Коно Пицца" (Италия); "Едок" (Нижний Новгород); кофейня-суши "Сушка" (Челябинск); "Пицца ди Рома" (США) и др. В настоящее время на рынке общественного питания идет процесс усиления конкуренции и укрупнения различных компаний - это, по мнению игроков, подготовило рынок к активному развитию франшизного бизнеса. Покупая франшизу, новая компания получает как преимущества, так и недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, нужно провести франчайзинговый аудит компании.

Растущая конкуренция на потребительском рынке Нижнего Новгорода заставляет бизнес искать новые формы развития. Буквально на глазах формируется сегмент рынка — франчайзинговые сети, построенные на тиражировании опыта успешных компаний. Два десятка инвестиционно-привлекательных предложений франшиз и более пятисот предпринимателей из нескольких областей Поволжья, интересующихся покупкой брэнда, привлекла первая региональная франчайзинговая выставка, состоявшаяся на днях в Нижнем Новгороде. Наряду с «привозным» товаром здесь предлагались и появившиеся недавно региональные продукты. Использование ярких идей, технологий, маркетинга и логистики успешных компаний становится действенным инструментом конкуренции в бизнесе.