В отчете представлены аналитические сведения по рынку юридических услуг России в 2018 году. Рассмотрено: состояние и основные тенденции рынка, структура юридического бизнеса страны, источники спроса на услуги с области права, состояние и тенденции развития конкуренции на рынке, лидеры отрасли.

В данном обзоре представлены сведения по рынку консалтинговых компаний России по состоянию на 2017 год. Перечень топ-50 компаний был составлен на основе реальных отзывов клиентов по качеству предоставляемых услуг.

В данной публикации представлены отчетные данные по рынку маркетинговых исследований России по итогам 2016 года. Рассматривается следующее: динамика российского рынка маркетинговых исследования в период с 2006-2016 гг., факторы, влияющие на объемы рынка, динамика российского рынка маркетинговых исследований с учетом инфляции за последние 10 лет, темпы прироста рынка с 2007-2016 гг., по отношению к предыдущему.

Объём столичного рынка клининга по результатам текущего года составит около 221 млн долларов, что составляет примерно 53% ёмкости рынка, достигающего 420 млн долларов в год. Столичный рынок клининга в связи с его особенностями имеет направленность к стабильному росту, хотя и замедленному из-за ожидаемого игроками рынка влияния финансового кризиса. Период с 2008 по 2011 гг. может оказаться благоприятным для клининговых компаний, поскольку даёт им шанс для активного развития благодаря высвобождению капиталов с других рынков, а также потому, что до реального насыщения рынка ещё достаточно далеко. Согласно расчетам, объем рынка составит 70% емкости по итогам 2011 года.

Некоторые вещи, с которыми борется ISS/Riskmetrics, для России пока не слишком актуальны. Например, опционы для менеджмента. «За всю мою практику было всего 2-3 случая, когда российские компании выносили этот вопрос на повестку дня», — говорит МакКой. «Неудивительно, — констатирует директор департамента акционерного капитала группы FESCO Станислав Вартанян, который раньше работал в АПИ. — У нас несправедливые формы обогащения менеджмента другие, чем в Америке. Не опционы, а использование аффилированных компаний или продажа активов по заниженным ценам». Но эксперты ISS/Riskmetrics быстро учатся. Думается, что их рекомендации вскоре будут востребованы российскими инвестфондами не меньше, чем помощь активистов АПИ.

Рейтинг консалтинговых компаний Поволжья показал, что в деятельности региональных консультантов превалируют направления традиционного и ИТ-консалтинга. А главной проблемой, сдерживающей развитие рынка, является низкое качество услуг. По итогам 2006 года выручка участников рейтинга достигла 515 млн. рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2005 году (см. таблицу 1). Столь высокие темпы роста обусловил лидер — столичная аудиторская сеть «BKR-Интерком¬Аудит», которая значительно увеличила свое присутствие на поволжском рынке. По итогам 2006 года она получила в макрорегионе 132 млн. рублей, что в 11 раз больше по сравнению с 2005 годом. Правда, в совокупный объем выручки были включены данные 84 партнеров в регионе, оказывающих услуги под брэндом компании.

Наибольшую выручку от консалтинговых услуг компаниям —принесла нефтяная и нефтегазовая промышленность. По итогам года доля этой отрасли в совокупном доходе компаний составила 15,1%, а в прошлом году показатель был ниже — 13,5%. Hаиболее востребованы в нефтяной и нефтегазовой промышленности ИТ-консалтинг и аутсорсинг. Среди фигурантов нашего рейтинга самый больший доход от оказания услуг предприятиям «нефтянки» получила компания «ЭкоСофт» (Уфа). Значительный объем консалтинговых услуг приходится на динамично развивающиеся отрасли. Так, предприятия торговли по итогам 2006 года принесли поволжским консультантам 13,7% от всей выручки.

Согласно данным ежегодного рейтинга российских консалтинговых компаний, услуги консультантов с каждым годом пользуются все большим спросом. Главная особенность прошедшего года в том, отмечают участники рынка, что клиенты все чаще ожидали от них комплексного подхода при решении отдельных бизнес-задач. А как раз на это у многих отечественных консалтинговых компаний не хватает квалифицированных кадров. Журнал занимается исследованием рынка консалтинговых услуг уже шестой год, и все это время он демонстрирует увеличение объема в среднем на 50%. Прошлый год не стал исключением. Согласно данным нашего рейтинга, в 2006 году совокупная выручка 100 крупнейших консалтинговых компаний составила 43,7 млрд. руб. против 27,3 млрд. руб. в 2005 году (в расчет брались только данные по компаниям, принимавшим участие в обоих исследованиях).

На петербургском рынке консалтинга активизируются иностранные и московские игроки. Их ключевое преимущество – бренды. Местные консалтеры могут ответить соперникам только заметным повышением качества услуг. Петербургский рынок консалтинга становится все более перспективным – в целом он растет быстрее российского рынка, развитие которого за последние годы серьезно замедлилось. Но петербургским компаниям не так легко воспользоваться происходящим расширением рынка. В городе активизируются сетевые консультанты, обладающие сильными брендами и, соответственно, завидным преимуществом при работе в высшем ценовом сегменте.

Минфин РФ впервые за свою историю провел исследование российского рынка аудита. Полученные результаты можно признать сенсационными: так называемая большая аудиторская четверка вопреки распространенному мнению российских и зарубежных экспертов контролирует в настоящий момент не 70-80% нашего рынка, а в два-три раза меньше. Таким образом, для аудита в России термин "большая четверка" уже не актуален - уместнее говорить о "большой пятерке". Исследование Министерства финансов РФ показало, что так называемая большая четверка аудиторских компаний в России (PrisewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG) контролирует по итогам 2006 года 31% рынка аудита, тогда как широкое экспертное мнение до сих пор оценивало долю "большой четверки" в России в 70-80%.

По итогам 2006 года общий объем выручки от оказания аудиторских и консалтинговых услуг фигурантов нашего рейтинга составил 770 млн. рублей — это в два раза больше аналогичного показателя предыдущего года. Возглавила список московская аудиторско-консалтинговая группа (АКГ) «BKR-ИнтеркомАудит», выручка от деятельности которой в нашем макрорегионе составила 230 млн. рублей. Она же лидирует и по показателю прироста выручки — 900%. Причем в данном случае рост компании носит экстенсивный характер: в прошлом году она значительно увеличила свой штат специалистов за счет расширения своей филиальной и региональной партнерской сети.

Обобщённые данные российского рынка M&A: 1393 — количественная оценка рынка M&A (MARX_Deals); 260 — число сделок M&A в рамках аукционов РФФИ; $56,3 млрд — стоимостная оценка рынка M&A (MARX_Value); $698,6 млн. — сумма сделок в рамках аукционов РФФИ; $46,3 млн. — средняя цена сделки M&A в России (MARX_ADV); 5,8% — соотношение MARX_Value и ВВП России; 76% — определённость цены сделок; 107 сделок стоимостью более $100 млн.; 2,2% стоимостного и 3,1% количественного объёма рынка приходится на приобретение акций менеджментом (MBO); 24% стоимостного и 5% количественного объёма рынка занимают сделки в металлургии; 22% стоимостного и 33% количественного объёма рынка занимают сделки в форме приобретения 100% пакета акций; 10% сделок занимают 78% стоимостного объема рынка; 22% стоимостного и 21% количественного объёма рынка характеризуются круговым характером (диверсификация); 9% от количественного и 18% от стоимостного объема рынка составляют приобретения иностранными компаниями российских.

Обращение за помощью к консультанту — не признание собственной слабости, а показатель перехода на качественно новый уровень развития бизнеса. Рынок консалтинга в Сибири в 2006 году вырос на 65%, подавляющее большинство компаний данного направления показали прирост выручки. Динамика развития этого сектора позволяет судить о новых тенденциях: повысилась квалификация консалтеров и заметно увеличилась потребность в их услугах. Новая волна спроса связана со становлением целого пласта среднего предпринимательства, с пониманием им особенностей своего развития и желанием найти новые пути ведения бизнеса. «У нас есть видение, но нет стратегии развития», — вот что все чаще приходится слышать от клиентов. Репутация и портфолио консультационной фирмы в данном случае играет важнейшую роль. Любому заказчику понятно: консалтинговый бизнес — как логическая цепочка: если у вас хороший послужной список, значит, в компетентности исполнительного персонала и адекватном менеджменте можно не сомневаться.

Темпы роста консалтингового рынка за последний год значительно снизились. Если по итогам 2004−го и 2005 годов доходы консультантов увеличивались ежегодно на 47 и 54% соответственно, то за 2006 год объем выручки 150 крупнейших консалтинговых групп вырос всего на 40% и составил почти 50 млрд. рублей. Причиной очередных перемен на рынке вновь стали айтишники — консультанты, специализирующиеся на предоставлении услуг в области информационных технологий (ИТ). Уже не первый год именно они доминируют на рынке консалтинга. Так, 2004−й и 2005 годы ознаменовались бурным ростом компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией. За пару лет их доходы увеличились более чем вдвое. В этот период наблюдался информационный бум, когда любое мало-мальски значимое предприятие ставило во главу угла автоматизацию своих бизнес-процессов. При этом ежегодный прирост доходов от традиционных видов консалтинга не превышал 20%.

Объем рынка 150 аудиторско−консалтинговых групп увеличился за последний год на 38,5% и достиг 27 млрд. рублей (см. график 1). Уже не в первый раз бурные темпы роста обеспечила десятка лидеров рейтинга (на ее долю приходится 50% от общего объема рынка). Сама по себе тенденция увеличения объема рынка в основном за счет лидеров не нова. Об этом неоднократно упоминалось в наших исследованиях. Например, бурным ростом ознаменовалось вступление таких компаний в новое тысячелетие (2000–2002 годы) и одновременно их интеграция в международные сети, когда все усилия крупных фирм были направлены на наращивание массы, с тем чтобы позиционироваться перед западными коллегами.

Специализация – один из эффективных способов конкуренции российских консалтинговых фирм с иностранными соперниками. Чтобы быть конкурентоспособным, российский бизнес все чаще обращается к методам и практикам, которые довольно давно сформировались на Западе. Чужой опыт, позволяющий избежать части ошибок, сосредоточен в институте консалтинга. Если несколько лет назад отечественные компании нанимали консалтинговые фирмы для наведения элементарного порядка, внедрения начальных процедур регулярного менеджмента или при наступлении кризисных ситуаций, то сейчас поступающие консультантам заказы стали предметнее и усложнились.

Расширение продуктовой линейки происходит во многих направлениях финансового сектора экономики. Перестает быть исключением и кадровый консалтинг. Кадровый консалтинг продолжает завоевывать рынок, хотя его развитие нельзя назвать бурным: экстенсивный рост замедлился в 2003–2004 годах. Сейчас участники рынка говорят об интенсивном пути развития этой отрасли, которое происходит не за счет появления новых участников, а благодаря расширению услуг и улучшению их качества. Таким образом, кадровые агентства постепенно смещают свою деятельность в область полноценного управления персоналом. Управление персоналом — вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами с целью увеличения прибыльности бизнеса. Эта услуга включает, кроме давно существующего на рынке рекрутмента (подбор сотрудников), такие виды деятельности, как адаптация, ротация, оценка персонала, выведение персонала за штат компании (аутстаффинг), обучение.

На рынок консалтинга в недвижимости выходят компании разных специализаций. По данным исследования, основная доля таких компаний (58%) начинала свою деятельность в качестве риэлторов, 23% компаний пришли из девелоперов и лишь 6% с самого начала позиционировали себя как консалтинговые. Многие компании впоследствии репозиционировались, и в настоящее время из 97 компаний, рассмотренных в исследовании, уже каждая пятая (21,6%) позиционирует себя как консалтинговая компания в недвижимости, 30,9% компаний специализируются на брокеридже, 23,7% являются девелоперскими, а у 14,4% компаний основным видом деятельности является управление недвижимостью. Остальные 9,3% распределены между инвестиционными, исследовательскими компаниями и консалтинговыми фирмами широкого профиля.

На днях специалисты консалтинговой компании "Новоком Эстейт" закончили аналитическое исследование предложения на российском рынке консалтинговых услуг в недвижимости. Исследование проводилось в течение полугода с помощью различных методов, в числе которых наиболее эффективным явился мистери-шопинг (метод таинственного покупателя). Исследование охватывает около 100 компаний, предлагающих, как минимум, две услуги, подходящие под определение "консалтинговые услуги в недвижимости": 1) анализ наиболее эффективного использования участка (Highest and best use analysis); 2) разработка концепции объекта недвижимости. Однако большинство компаний предлагает более широкий спектр таких услуг, а также имеет в своем арсенале предложение услуг сопутствующего характера.

Услуги консультантов все меньше интересуют промышленников, зато стали крайне востребованы при переделе собственности. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" завершило очередное, четвертое, исследование "Карта аудита и консалтинга". Его цель — не только зафиксировать тенденции на рынке аудита и консалтинга в целом, но и проанализировать их по отраслям и видам услуг. Поскольку любая карта, прежде всего содержит данные о рельефе местности, следует сказать о том, что общий уровень поверхности (если следовать географической терминологии), то есть выручка аудиторских и консалтинговых компаний — участников исследования, только за последний год поднялся на 46%. На фоне не столь бурного развития других секторов отечественной экономики (в среднем за год темпы роста предприятий промышленности не превышали 25%) достижения аудиторов и консультантов выглядят впечатляюще. Впрочем, два года назад темпы были и того выше. За период с 2001−го по 2003 год общий уровень поверхности "карты" вырос почти вчетверо (с 5,5 до 21,6 млрд. рублей). Это было время неслыханного спроса на консультационные услуги со стороны промышленников.

Связаться с нами