В данном обзоре представлены отчетные сведения по рынку светильников и люстр России по итогам 2017 года. Рассмотрено: объем импорта люстр и светильников в Россию по итогам года, прирост поставок к АППГ, факторы, повлиявшие на снижение поставок осветительной продукции на рынок России, структура поставок в географическом разрезе, ожидания по рынку на 2018-2022 гг.

Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию относительно российского рынка светодиодного освещения. Рассматривается следующее: основные тенденции рынка светодиодного освещения России, причины стремительного развития рынка, доля отечественных предприятий на рынке светодиодного освещения России, темпы роста рынка светодиодного освещения, факторы влияния на увеличение спроса, краткие прогнозы касательно перспектив развития рынка.

В обзоре представлена информация относительно российского рынка энергосберегающих ламп. Рассматривается следующее: ситуация на рынке, тенденции на мировом рынке осветительного оборудования, основные факторы ценообразования на рынке энергосберегающих ламп России, ценовая сегментация рынка энергосберегающих ламп России, объем продаж энергосберегающих ламп в России, динамика рынка КЛЛ в 2009-2015 годах.

Каждый второй россиянин имеет опыт использования энергосберегающих ламп (52%). Больше всего таких респондентов в Москве и Санкт-Петербурге (74%). 45% опрошенных никогда не пользовались такими лампами. В основном это селяне (55%), пожилые (64%), малообразованные и малообеспеченные россияне (70% и 54% соответственно).

Новый закон об энергоэффективности был принят Госдумой в 2009 году. Он предполагает введение запрета на оборот энергонеэффективных товаров при наличии на рынке достаточного предложения их заменителей. Предлагаются меры экономического стимулирования предприятий, использующих энергоэффективные технологии, среди них – субсидирование процентных ставок и упрощение выдачи кредитов. Новый закон вводит более жесткие требования по оснащению приборами учета электроэнергии. Особо жесткие требования будут предъявлены к госсектору и бюджетным учреждениям, они должны будут снизить энергоемкость на 15% за 5 лет.Один из законопроектов, получивший внутренне название Проект “Новый свет”, предусматривает замену ламп накаливания на более энергоэффективные световые устройства и развитие национального производства в этой сфере. В проекте закона об энергосбережении Минэкономразвития предлагает с 2011 года запрет на использование ламп накаливания мощностью более 100 Вт. С 1 января 2013 года предлагается ввести запрет на лампы накаливания более 75 Вт, с 1 января 2014 года запретить лампы накаливания в принципе.

Большинство потребителей по достоинству оценили тот экономический эффект, который позволяют получить энергосберегающие лампы, обладающие светоотдачей в 4-5 раз выше, по сравнению с лампами накаливания аналогичной мощности. Таким образом, обеспечивая более длительный срок эксплуатации, энергосберегающие лампы действительно приносят значительное сокращение расходов на оплату электроэнергии в средне- и долгосрочной перспективе. Следует также отметить, что благодаря такому экономическому эффекту, энергосберегающие лампы получили широкое распространение не только среди частных потребителей. Сегодня такими лампами с успехом оснащаются системы освещения многих коммерческих объектов, государственных и муниципальных учреждений. В наше время промышленные светильники, оснащенные энергосберегающими лампами, уже не являются такой редкостью, как это было 5 лет назад.

Согласно данным госкорпорации "Роснано", сегодня на лампы накаливания приходится 58% мирового рынка, а к 2015-му за ними останется лишь 30%: многие страны собираются перейти на энергосберегающие источники освещения — компактные люминесцентные (КЛЛ) и светодиодные LED-лампы (light emitting diode — светоизлучающий диод). Первыми еще в 2005 году от использования ламп накаливания стали постепенно уходить Бразилия и Венесуэла. Как ожидается, к 2014 году лампы накаливания мощностью 40 Вт и более перестанут освещать американские дома, а к 2015-2016 годам от них откажутся жители ЕС. Другими словами, энергосберегающие источники освещения ждет огромнейший рынок. И не случайно Китай — основной экспортер светотехнического оборудования — в 2005 году принял программу Green Light, и китайское государство инвестировало порядка $2 млрд в развитие производства энергосберегающих ламп. А в январе 2008 года комитет по делам развития и реформ и минфин КНР начали кампанию по предоставлению субсидий на производство 150 млн энергосберегающих ламп, которая будет завершена к концу 2010 года. Кроме того, китайские экспортеры вообще субсидируются государством, что позволяет делать экспортные цены очень низкими. В результате уже сейчас китайское производство энергосберегающих ламп выросло до 3 млрд штук в год (80% мирового показателя), из которых 2 млрд уходит на экспорт.

Российский рынок ламп накаливания развит и сформирован, в то же время прослеживается тенденция к постепенному замещению ламп накаливания альтернативными источниками освещения. В 2006 году емкость российского рынка ламп накаливания в натуральном выражении составила около 1,5 млрд. штук Емкость российского рынка электроламп в целом в 2006 году составила в стоимостном выражении 41,66 млрд. рублей В настоящее время на рынке ламп накаливания в России фактически монопольную позицию занимает холдинг «В.А.В.С.». По оценкам, ежегодно около 85% лампочек, поставляемых на российский рынок, приходится на долю «В.А.В.С.»

Современный российский рынок радиоламп насчитывает более 7 тысяч разновидностей электроламп. Конечно, в быту используются только пять основных видов, остальные незаметны нашему взгляду, это уличное освещение, декоративное освещение, медицинские лампы и т.д.

Представлена на российском рынке и продукция электроламп мировых лидеров производства – американского концерна General Electric (GE), немецкого концерна Osram и голландского концерна Philips. Примечательно, что среди этих компаний в России производит электролампы только Osram - в 2003 году немецкий концерн купил смоленский завод «Свет». Компания General Electric реализует в России целый ряд проектов. Во многом именно за счет этих проектов менеджеры GE к 2008 году намерены увеличить доходы от бизнеса до 1 млрд. долларов США. Однако необходимо отметить, что более чем за 80 лет работы в России GE не удалось занять лидирующие позиции в традиционном для компании сегменте электрических лампочек.Лидерства компании удалось достичь лишь в сегменте ламп уличного освещения. В частности, лампы GE освещают МКАД и Невский проспект, GE производит иллюминацию, размещаемую в центрах двух столиц. Американская корпорация предпринимает попытки диверсифицировать свой бизнес и зарекомендовать себя в качестве сервисного подрядчика в других отраслях экономики. В частности, в нефтегазовой отрасли наиболее крупным клиентом GE является «Газпром», который приобрел компрессоры для подземных хранилищ газа, а также оборудование для проекта «Голубой поток». С 1992 года двигатели GE эксплуатируются на самолетах отечественных авиакомпаний.