Выпуск грузовиков в России продолжает расти — да еще как! В 2006 году прирост производства составил почти 20% против всего 2% в 2005 году. Лидеры все те же, ГАЗ и КамАЗ: за год они соответственно выпустили почти на 17 и 11 тысяч автомобилей больше. Очень хорошими темпами идет вперед ТаГАЗ, где собрано больше семи тысяч «однотонок» Porter. Автобусное производство тоже растет, но слабо, и общую картину портит УАЗ. И совсем плохи дела на рынке троллейбусов... Импортные грузовики идут к нам не просто потоком. А настоящим валом! Европейских машин на площадках практически нет, за техникой стоят очереди. «Американцы», приходящие на паромах, продаются буквально «с колес». Покупателей не остановило даже постановление, резко повышающее пошлины на «пятилетки»...
По итогам 2006 г. объем производства грузовых автомобилей возрос до 248 233 ед., что почти на 20% больше показателей 2005 г. Во многом увеличение выпуска обусловлено ростом производства легких грузовиков на "ГАЗе" и тяжелых грузовиков на "Камазе". Вместе с тем в России получила развитие тенденция к вытеснению с рынка отечественной автотехники машинами иностранного производства. По некоторым оценкам, объем продаж европейских грузовых автомобилей в России вырос на 40-48%,. Объем продаж грузовиков, произведенных в Европе, с учетом подержанной техники в 2006 году составил 36,5 тыс. грузовиков. Объем рынка новых иностранных грузовиков в 2006 году составил 9511 машин. Первенство по продажам новых импортных грузовых автомобилей традиционно держит Scania: за 12 месяцев 2006 года число проданных машин Scania в России составило 2820 единиц. По сравнению с 2005 годом эта цифра увеличилась на 201%.
Начиная с 2002 года производство грузовиков в нашей стране растет: не стало исключением и нынешнее первое полугодие. Например, ГАЗ ощутимо увеличил выпуск Валдаев, а Hyundai Porter ростовского производства побил все рекорды: объемы сборки выросли в 40 раз! Если так пойдет и дальше, то к концу года в России будет выпущено 230—240 тысяч грузовиков. С автобусами картина несколько иная: их суммарное производство стабилизировалось, а выпуск микроавтобусов — Газелей и «уазиков» — уменьшился. Картину спасают отдельные заводы: так, Волжанин и ГолАЗ увеличили выпуск почти в два раза, а Скания-Питер даже планирует построить еще один завод под Санкт-Петербургом, чтобы собирать до 1000 машин в год. Дела с троллейбусами обстоят совсем неважно: их выпуск сократился в два раза...
Если судить об объемах импорта автобусов и микроавтобусов на территорию России в стоимостном выражении, то лидером является компания DaimlerChrysler AG с объемом поставок более $19,4 млн. Далее идут компания Богдан с объемом импорта в $16,0 млн. и Hyundai – $15,2 млн. Если судить о структуре поставляемой автобусной техники, то 99,5% российского импорта занимают автобусы, оставшиеся 0,5% - микроавтобусы и троллейбусы. Лидерами по объему поставок автобусов и микроавтобусов в Россию являются Южная Корея, Китай и Украина: именно из этих стран было поставлено большинство автомобилей. Причем на Корейскую Республику приходится 53,7% всех импортируемых в Россию автобусов и микроавтобусов.
Производство автобусов за 2006 год увеличилось лишь на 1,1% по отношению к аналогичному уровню 2005 года, что связано с увеличением спроса со стороны региональных транспортных предприятий, а также закупкой автобусов в рамках реализации национальных проектов. При этом рост производства обусловлен ростом производства на ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» (на 6,5%) и в компании «Русские автобусы» (на 12,9%), а фактором, негативно сказавшимся на динамике производства, является сокращение производства устаревших моделей микроавтобусов на ОАО «УАЗ» (на 23,3%). Перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляют 1977 крупных и средних автотранспортных предприятия (673 грузопассажирских и 1304 пассажирских предприятия). Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метро) функционирует в 116 городах Российской Федерации (в том числе трамвайный – в 66, троллейбусный – в 90; метро в 7 городах).
Выпуск автобусов на российских предприятиях планомерно растет с 1995 года. Однако в последние годы положительная динамика несколько снизилась и составляла всего по 3 - 4% в год. Прошедший 2007 год был отмечен значительным увеличением темпов роста производства автобусов российскими предприятиями. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в прошедшем году выпуск автобусов в России увеличился на 8,7% и достиг отметки в 88,8 тысяч единиц. Лидером по объемам производства в 2007 году, как и прежде, остается Горьковский автомобильный завод.
Самым распространенным транспортным средством для перевозки пассажиров, является микроавтобус ГАЗель, их насчитывается 206 тысяч штук. Доля парка, приходящаяся на марку составляет 26%. Второй по массовости является марка ПАЗ (144 тысячи шт.). На третьем месте автобусы КАвЗ (81 тысяча шт.). Все три предприятия входят в группу ГАЗ, как и целый ряд других заводов, выпускающих автобусы.
Такого количества новых импортных грузовиков, как за прошлый год, в Россию еще не ввозили никогда — и не ввезут в обозримом будущем. Если за 2007 год было растаможено 35854 новых тяжелых машин, то за прошлый год — уже 42016 экземпляров. И это не считая средних и легких грузовиков, фургончиков. Другое дело, сколько из растаможенных машин действительно продано, а сколько стоит на площадках, ожидая своей участи. Представители фирм хранят эту информацию в тайне, но из приватных бесед с ними ясно, что ввезенной техникой можно торговать еще не год и даже не два.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился вдвое до 10 330 автобусов. В еще большей мере (в 2,6 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 2 927 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-октября 2011 года, в Россию ввезено 13 257 иностранных автобусов против экспорта 2 115 новых автобусов из России. Сравнение результатов продаж автобусов в январе-октябре 2011 года с итогами первых десяти месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню на
В отчете рассмотрены и представлены основные тенденции на российском рынке автобусов, парк автобусов общего пользования в РФ, прогноз рынка автобусов, влияние существенных контрактов, парк автобусов малого класса, парк автобусов среднего класса, парк автобусов большого и особо большого класса, парк автобусов юридических лиц, предложения по обновлению автобусного парка, программа Минрегион, системы BRT.
В 1 квартале 2011 года было импортировано 2677 автобусов, что соответствует увеличению по отношению к 1 кварталу 2010 года в 3,8 раза (рекорд роста). В следующем квартале ввоз зарубежных автобусов вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и в 1,7 раза по сравнению с 1 кварталом 2011 года. Именно во 2 квартале 2011 года было ввезено больше всего автобусов иностранного производства. В последнее полугодие 2011 г. динамика незначительно варьировалась: то падала в 3 квартале на 5%, то опять поднималась на 1%в 4 квартале 2011 года по сравнению с 3 кварталом 2011 года. Однако общая тенденция сохранилась – в каждом квартале 2011 года импорт превышал значение аналогичного периода 2010 года (+57% за июль-сентябрь и +46% за октябрь-декабрь). Таким образом, ввоз иностранных автобусов в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос практически в 2 раза. Структура рынка импорта автобусов не меняется уже несколько лет. В основном на территорию России ввозятся микроавтобусы. Если в 2010 году их доля в импорте составляла 70,5%, то в 2011 году - 70,9%. На автобусы большого класса приходится пятая часть импорта. Среди ввозимых автобусов сегмента “микро”преобладает марка Hyundai (82,9%). На втором месте среди импортируемых микроавтобусов марка Toyota (12%), Nissanна третьем (1,6%). Наиболее популярными моделями микроавтобусов стали HyundaiGrandStarex и Starex (67,2% и 15% соответственно), ToyotaHiace с долей в 8,1%, ToyotaLandCruiser (3,7%) и NissanPatrol(1,5%). Среди импортируемых автобусов большого класса лидирует также Hyundai (46%).Марка KIAна 2 месте(13%),а замыкает тройку лидеров с долей рынка в 11,6% DAEWOO.HyundaiUNIVERSESPACELUXURY стал наиболее популярным автобусом большого класса (20%), автобусов марки KIAGrandbirdбыло ввезено 12,5% от общего количества автобусов большого класса. На третьем месте Jac НК6120 (9.6%). Среди оставшихся классов автобусов, которых было ввезено
Среди ведущих автобусных пассажирских перевозчиков можно выделить ряд лидеров. Самым большим автобусным парком в Москве располагает компания Мосгортранс – 5274 ед. Вторую позицию занимает компания Трансавто – 1081 ед. На третьей позиции – Трансроуд – 238 ед. Далее следуют: Тариконс – 141 ед. (маршрутки), Интрейс-авто – 140 ед., Попутчик – 138 ед., Таксомоторный парк 20 – 129 ед., Автохозяйство ФХУ Мэрии Москвы – 122 ед., Мосавтотранс – 119 ед. и Страпрофи – 105 ед. Самым большим автобусным парком в Московской области располагает компания Мострансавто – 5487 ед. Вторую позицию занимает компания Мосгортранс – 244 ед. На третье позиции – Автотрэвэл – 171 ед. Далее следуют: Мособлтранс – 143 ед, Автомиг – 74 ед., Автолайн – 28 ед.. и Трансавто – 10 ед. В России по-прежнему примерно 50% общего парка автобусов старше
В данном обзоре представлена статистика продаж новых автобусов в России с 2001 года по 2009 год и прогноз продаж новых автобусов в России в 2010 году.
Обзор содержит основные статистические сведения по рынку автобусов России по итогам 2016 года. Рассмотрено: топ-10 регионов России по объему автобусного парка, топ-10 популярных марок автобусов, парк автобусов, средний возраст машин парке, доля автобусов парка старше 15 лет, доля иномарок на рынке, удельный вес автобусов на дизеле, ЕВРО 4 и выше.
В данном материале представлены отчетные сведения по рынку автобусов России по итогам 11 месяцев 2016 года. Рассмотрено следующее: топ-10 самых продаваемых моделей автобусов по итогу 11 месяцев текущего года, и предыдущего, прирост объемов продаж за 11 мес. 2016 к 11 мес. 2015 гг.