В статье содержатся отчетные аналитические сведения по рынку слабоалкогольных напитков России, рассматривается следующее: тенденции развития рынка, объемы продаж и темп сокращения слабоалкогольной продукции за 2011-2015 гг., государственное регулирование отрасли, объемы выпуска слабоалкогольной продукции за последние годы, тенденции развития рынка в последующие годы, согласно оценке экспертов.

Российский рынок слабоалкогольных напитков (САН) ждут очередные потрясения. По новому техрегламенту, к слабому алкоголю будут относиться напитки с содержанием этилового спирта не более 7% вместо нынешних 9%, а продавать их можно будет в таре не более 0,33 л. Сейчас на продукцию крепостью 7—9% приходится около 85% рынка САН. С новым техрегламентом она попадет в разряд крепкого алкоголя, ставка акциза на который выше на 58%. Участники рынка считают, что новые требования приведут к сокращению рынка вполовину. Объем рынка САН в январе—июне 2009 года, по данным Росстата, составил 17,2 млн дал, что на 15,5% меньше уровня прошлого года. В денежном выражении, по оценке отраслевого агентства ЦИФРРА, годовой объем рынка — 21 млрд руб. Крупнейшими производителями в первом полугодии были ООО «Юнайтед Боттлинг Групп» (Jaguar) — 7,7 млн дал, ООО «Мегапак» (Hooper’s Hooch) — 3,4 млн дал, ООО «Браво Премиум» (Bravo) — 1,7 млн дал, «ОСТ-Аква» («Джет Плюс») — 1,3 млн дал, ЗАО «МПБК «Очаково» («Джин Тоник») — 0,8 млн дал.

До 2003 года рынок слабоалкогольных напитков России в натуральном выражении занимал четвертое место после Японии, США и Великобритании. В настоящее время это одна из самых конкурентоспособных отраслей в мире. По данным компании "Хэппилэнд", в 2003 году российский рынок слабоалкогольных напитков значительно вырос и составил 39 млн дал против 33,3 млн дал в 2002-м.

Производители слабого алкоголя не раз указывали на эту проблему. С 1 ноября счетчики измерения спирта должны передавать данные в ЕГАИС в автоматическом режиме. Счетчики мы установили, но проблема в том, что из-за содержания в напитках газа они фиксируют объем спирта с погрешностью плюс-минус 4%, а Минфин требует 0,8%. Россия — второй мировой рынок слабого алкоголя после Японии. По данным Национальной ассоциации слабого алкоголя (НАСА), оборот слабоалкогольных напитков в 2006 г. составил 52 млн. дал. B 2007 г. емкость рынка составит 1,25 млрд.долларов.

Наступивший 2007 год не обрадовал производителей слабоалкогольной продукции — изменение налоговой политики государства не лучшим образом отразилось на отрасли. Конкуренты, как водится, не дремлют, и те же производители пива способны откусить дополнительный кусок рыночного пирога, благо, что удорожание коктейлей позволяет им это сделать. Теме повышения акцизов и, соответственно, конечных цен на коктейли пресса уже уделила массу внимания, посему оставим фискальные вопросы за бортом и просто сравним тенденции развития рынка слабоалкогольных напитков на Западе и в России. Тем более что Россия во многом повторяет путь государств с более развитыми экономиками.

Ставка акциза на слабый алкоголь — это от нее все зависит. Из-за нее минувший Новый год производители слабоалкогольных коктейлей встречали без радости: с 1 января им вдвое повысили акциз. Коктейли подорожали. Результат игроки описывают примерно одинаково — коллапс, катастрофа. По данным Национальной алкогольной ассоциации, за первые два месяца этого года было произведено 2,15 млн. дал слабоалкогольных коктейлей, на 62% меньше, чем годом раньше. В марте, несмотря на раннюю весну, производство упало уже на 75%. Причина паники производителей еще и в том, что коктейли сами по себе продукт, так сказать, необязательный. Когда в прошлом году был повышен акциз на сигареты, никто им замену не искал. Со слабоалкогольными коктейлями по-другому: этот рынок могут легко поглотить соседние сектора алкогольного рынка.

Резкое повышение ставки акциза на слабый алкоголь привело к стагнации рынка - производство коктейлей с января по май этого года сократилось на 50%. Рост возможен только с 2008 г., когда ставки акциза сократятся со 162 руб. за литр безводного спирта до 110 руб. По данным Росстата, за пять месяцев этого года алкогольный рынок оправился от прошлогоднего простоя, связанного с проблемами с акцизными марками и Егаис. Производство водки выросло на 32,2% до 48,3 млн. дал, спирта - на 14,8% до 23,1 млн. дал, вина - в два раза до 18,9 млн. дал, игристого вина - на 80,4% до 5,6 млн. дал, коньяка - в два раза до 2,8 млн. дал.

Производителям слабого алкоголя дали вторую жизнь — депутаты возвращают дифференцированную ставку акциза. В 2008 г. для производителей слабоалкогольных напитков она снизится с нынешних 162 руб. до 110 руб. Это позволит спасти отрасль, радуются участники рынка. Дифференцированная ставка акциза на алкоголь действовала в России до 2007 г. Производители САН платили 83 руб. за литр безводного спирта. Все изменилось 1 января, когда все производители алкоголя начали платить единую ставку 162 руб. В результате розничные цены на стандартную банку 0,5 л выросли на 30%, а производители САН стали отчитываться о рекордном спаде продаж. Только в марте, по данным Росстата, они снизились на 57,1% до 1,89 млн. дал.

Российские производители сократили выпуск слабоалкогольных напитков. Как сообщил вчера экспертный совет по вопросам госрегулирования производства и оборота алкоголя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, за первые два месяца этого года выпуск слабоалкогольных напитков (с содержанием этилового спирта не более 9%) упал на 62%.

Oтличительной особенностью рынка слабоалкогольных коктейлей по сравнению с рынком пива является относительно небольшой круг покупателей таких напитков. Так, в период 2001–2005 годов в Новосибирске доля покупателей в возрасте 16–65 лет колебалась от 15 до 18% (рис. 1), в отличие от российского рынка в целом, где наблюдался небольшой, но стабильный рост. Последняя волна исследования, проведенная в октябре-ноябре 2006 года, показала, что оценочное количество покупателей за год мало изменилось, хотя и достигло максимальной за весь период исследования отметки в 18,2%, что в пересчете на генеральную совокупность составило 190 тысяч человек. При этом доля покупателей энергетических напитков составила 14%, или 144 тысячи человек.

2007 год - первый год стагнации на рынке слабоалкогольных коктейлей: вели до 2004 года он шел в гору, прибавляя по 20-30% в год, то уже в 2005 году вырос всего на 4% (до 49,7 млн. дал), а по итогам 2006 года потребление слабоалкогольных коктейлей вообще снизилось на 7%. Всего в 2006 году россияне выпили около 520 млн. литров слабоалкогольных коктейлей. Вывод таков: рынок насытился и теперь развиваться производители могут только с помощью инновационных продуктов и повышения цен. Если в 2003 году средняя цена полулитровой банки составляла 22 руб., то сейчас - 31 руб.

Несмотря на значительное сокращение продаж в январе, производители слабоалкогольных коктейлей (САК) не намерены уходить с рынка и стремятся минимизировать грядущие убытки за счет выхода на новые рынки. Так, компания "ОСТ-Аква" в марте начинает производство нового премиального бренда Casual, а крупнейший производитель САК в России "Хэппилэнд" в течение этого года начнет производство своих коктейлей в Китае. По мнению участников рынка, производители пошли на эти меры вынужденно: новая стоимость акциза сделала работу в нижнеценовом сегменте САК в России экономически бессмысленной.

Группа предприятий «ОСТ» намерена серьезно усилить свои позиции в сегменте безалкогольных напитков. На этой неделе на заводе компании в Черноголовке будет запущена новая линия по розливу напитков в ПЭТ-упаковке. Как стало известно РБК daily, разливаться на ней будут не только привычные лимонады и питьевая вода, но и целый ряд новых продуктов. Так, весной компания начинает производство холодного чая под маркой Herbal Tonic. Участники рынка считают, что у этой инициативы неплохие перспективы: рынок холодного чая в России растет на 50—90% в год.

Pост акциза привел к повышению цены на единицу продукции в среднем на 10-12 рублей. Если акциз останется на нынешнем уровне, снижение продаж в текущем году в этой отрасли составит 35-40%, прогнозируют в Национальной ассоциации слабого алкоголя. Ассоциация обратилась с письмом к главе Минфина Алексею Кудрину, в котором просит его способствовать введению дифференцированной ставки акциза на алкоголь и предлагает понизить ставку акциза для слабого алкоголя до 100 рублей за литр безводного спирта.

Bчера производители слабоалкогольных напитков подвели неутешительные итоги работы за январь. Продажи упали вполовину, многие компании остановили производство. Участники рынка говорят, что после повышения акциза с 1 января они вынуждены увеличить цены примерно на 4,5 руб. за пол-литровую банку. А любители коктейлей этого не переживут и могут перейти на пиво. До 2007 г. в России действовала дифференцированная ставка акциза на алкоголь. Производители САН платили 83 руб. за литр безводного спирта. С 1 января для них действует единая ставка — 162 руб. Вчера НАСА подвела итоги месяца работы отрасли по новым правилам.

В конце прошлого года компания Diageo приняла решение прекратить лицензионный выпуск и продажу в России марки Smirnoff Ice. Diageo и владелец марки "Смирновъ" компания А1 (ранее – "Альфа-Эко") вели спор за марку Smirnoff Ice с конца 90-х. В феврале прошлого года стороны договорились о создании СП по продаже водки "Смирновъ", в котором Diageo досталось 75% за $50 млн. А летом этого года Diageo перестала продавать в России водку Smirnoff, оставив в названии напитка только кириллический вариант. В "Русском алкоголе" к потере марки отнеслись спокойно, а коммерческий директор компании Вадим Касьянов пообещал "заполнить премиальный сегмент портфеля завода собственным продуктом" уже в 2007 году.

На российском рынке САК представлено большое разнообразие коктейлей. Предложение постоянно обновляется, потребительский интерес поддерживается новыми экзотическими рецептурами. На сегодняшний момент на рынке присутствует порядка 1500 различных марок и разновидностей коктейлей, причем за последние два года, со второй половины 2003-го, их число увеличилось почти в полтора раза - на 44%. Но стабильное большинство составляют марки коктейлей на основе водки, спирта и джина, порядка 80%. В то же время за последние два года на рынке заметно увеличилась доля винных коктейлей, а также напитков с коньяком и абсентом, хотя их позиции все еще скромны.

Коктейли в ярких жестяных баночках, а теперь и в стеклянных бутылках, давно уже перестали быть новинкой на нашем рынке. Наметившаяся в 2005 году тенденция к выпуску лицензионных коктейлей сегодня укрепляется и является успешной стратегией развития на стагнирующем рынке. По данным "Хэппилэнда", в первом полугодии 2005 года продажи собственных марок компании росли в среднем на 15-20%, лицензионные росли на 50-100%. В ближайшее время рынок будет расти примерно на 5% в год, а темпы роста лицензии мы прогнозируем в четыре раза больше.

В результате стагнации рынка все большое значение приобретает верхний ценовой сегмент, и перераспределение происходит в пользу крупнейших игроков, которые первыми это заметили. Преимуществом выпуска лицензионных брендов является возможность быстрого запуска. В условиях сформировавшегося рынка ценовые факторы уже не играют значительной роли, на первый план выходят гарантии качества и правильной эмоциональной составляющей бренда. Рынок слабоалкогольных коктейлей интересен и компаниям, которые занимаются алкоголем и компаниям, область деятельности которых связана в первую очередь с безалкогольными напитками. Производителям алкоголя выход на рынок САК позволяет расширить круг потребителей за счет молодежи и тем самым воспитать будущих покупателей своей основной алкогольной продукции.

Рынок слабоалкогольных коктейлей в России зародился почти десять лет назад. Исландские предприниматели Тор Бьорголфссон и Магнус Торстейнссон организовали компанию Браво Интернешнл, продукция которых до сих пор известна по удачным слоганам "Браво на отдых" и "Браво на труд". Долгое время продукция этой фирмы рекламировалась в популярной передаче "Городок". Несмотря на, что предприниматели практически сформировали целый сегмент слабоалкогольного рынка, в конце 90-х, лидерство было чуть не упущено. Динамика рынка была поразительной. Емкость рынка в первые годы росла на 20-30% в год. Но к сегодняшнему дню пик роста уже пройден, и наращивать объемы только за счет роста рынка не представляется возможным. Усложнение программ продвижения и высокий уровень рекламной активности участников рынка подтверждает высокую плотность и конкурентность на рынке.