В материале представлены отчетные данные по рынку коньяка России по итогам 1 полугодия 2017 года. Рассматривается: ключевые тенденции рынка, динамика импорта за январь-апрель 2017/2016 гг., структура импорта коньяка в Россию в разрезе топ-3 стран, прирост производства коньяка за первые 4 месяца 2017 к АППГ.

Идеальных рынков не существует, у каждого из них есть своя специфика. Некоторые сложности были зафиксированы и на российском рынке. Здесь за год рынок упал только по нашей части на 34%. В абсолютных цифрах это почти на миллион литров. Но мы не считаем это трагедией. Пик кризиса преодолен. Сейчас по всем признакам экономика в России начинает медленно, но уверенно подниматься. Нужно еще какое-то время, чтобы у людей прошел страх кризиса, потому что кризис — понятие больше психологическое, чем даже материальное. И оно пройдет. Думаю, российский рынок в ближайшие 20 лет будет одним из самых динамично развивающихся рынков мира3D.

Рынок коньяков и бренди, произведенных в странах СНГ, по итогам 2006 года демонстрирует рост. Объемы продаж превысили $1,6 млрд., что на 16% больше, чем в 2005 году. По мнению аналитиков, рост рынка – результат динамичного развития премиумного сегмента, тон в котором задают игроки, сделавшие ставку на производство французских коньяков под российскими брендами. До недавнего времени локомотивом рынка коньяков и бренди, произведенных в странах СНГ, была недорогая продукция нижнего и среднего сегмента по цене до 600 руб. за литр. Напитки верхнего уровня среднего сегмента, представленные коньяками и бренди по цене от 600 до 2100 руб., а также более дорогие напитки премиум-класса демонстрировали скромную динамику.

Акционеры Московского межреспубликанского винзавода (ММВЗ) приобрели производственную площадку во Франции. Участники рынка указывают на то, что только при наличии такой площадки продукция московского холдинга сможет называться коньяком после присоединения России к ВТО. Холдинг МВЗ объединяет Московский межреспубликанский винзавод, завод "Корнет" и производственные площадки в Болгарии и Молдавии. Как рассказал "Бизнесу" гендиректор компании Евгений Калабин, МВЗ недавно закрыл сделку по покупке виноградного хозяйства в провинции Коньяк во Франции. По его словам, сделка была закрыта еще летом. Калабин отказался рассказать, сколько потратили на завод. По данным одного из участников рынка, сумма составила несколько миллионов долларов.

Компания «Исток» выходит в «народный» сегмент рынка коньяка, продолжая диверсифицировать бизнес вслед за развитием винного направления. Аналитики связывают этот шаг с продолжающейся стагнацией рынка водки и постепенным переключением потребителей на «коричневые» напитки. С ноября этого года «Исток» вышел в новый для себя сегмент демократичных коньяков - розничная цена за бутылку коньяка «Звездный» 0,5 л трехлетней выдержки составит 200 руб. Цена на пятилетний коньяк под этим брэндом составит 225 руб. Продажа новинки начнется в декабре этого года, брэнд будет сразу распространен на федеральный уровень. Производство коньяка практически полностью будет осуществляться во Франции: закупаться спирты, производиться дистилляция, выдержка и купажирование коньяка; в России будет происходить лишь заключительный процесс «охлаждения» и бутилирования.

В России армянский коньяк остается одним из самых известных коньяков. Этот напиток до сих пор является важной статьей экспорта Армении. Еще года три-четыре назад сегмент армянских коньяков выглядел оживленным. А что происходит в этой категории коньяков на российском алкогольном рынке сегодня? Рынок армянских коньяков с небольшой долей условности делится на три сегмента: стандарт, премиум и суперпремиум. К первому относятся коньяки 3, 4 и 5 лет выдержки. Некоторые эксперты включают в эту категорию и 6-летние напитки. Категория премиум объединяет наименования, средняя выдержка которых составляет 6-10 лет. Суперпремиум включает напитки, изготовленные из спиртов со средней выдержкой не менее 15 лет.

Коньяк всегда считался одним из элитных напитков. Стоимость его по сравнению с водкой, например, значительно выше. Поэтому, занимая лишь 3-е место по объему поставок в натуральном выражении (л), он удерживает лидирующие позиции по денежным показателям ($ США), опережая своих "конкурентов" более чем на 15%. Как и на рынке водки, на рынке коньяка в 1 полугодии 2006 года наблюдается снижение объема поставок. Данный показатель равен примерно 25% в денежном и 18% в натуральном выражении. Основными странами-производителями, представляющими свою продукцию на российском рынке, являются Франция, Армения, Республика Молдова и Грузия. Хотелось бы отметить тот факт, что поставки всех стран в 1 полугодии 2006 г. снизились за исключением молдавских коньяков.

Утвержденный план на 2006- 2007 год- 83,5 дал спирта с 1 га, то есть примерно 8,4 тыс. дал коньяка с хозяйства. Коньяки, производимые в хозяйстве, помимо Франции поставляются в страны Европы, Скандинавии, Японию и Китай. По словам Евгения Калабина, холдинг планирует оставить прежние рынки сбыта и поставлять коньяки в Россию. Приоритетными каналами сбыта для французских коньяков Jenssen гендиректор МВЗ называет прежде всего каналы HoReCa и магазины по торговле элитным алкоголем (самый дешевый коньяк в портфеле Jenssen- Carte Blanche- стоит около 1,6 тыс. руб. за бутылку, самый дорогой - коллекционный коньяк Arcana - 170 тыс. руб.). Бюджеты на продвижение новинок в компании не раскрывают, однако реклама коньяков будет вестись на двух уровнях: помимо непосредственно хозяйства для производства коньяков, Jenssen будет позиционироваться как место для отдыха и агротуризма.