Материал, представленный в данном обзоре, содержит информацию относительно белорусского рынка алкогольных напитков. Рассматривается следующее: объемы производства водки в Белоруссии за девять месяцев 2013 года, объем продаж через  розничную торговую сеть алкогольных напитков и пива, объем продаж ликеро-водочных изделий, а также виноградных вин, коньяка и бренди, игристых вин и шампанского.

Рынок крепкого алкоголя переживает не лучше времена, поскольку он больше других пострадал от экономического кризиса. Значительно сократились продажи среднего и премиального ценовых сегментов, рентабельность производства которых выше, чем у дешевой продукции. По данным исследования международного алкогольного портала Just-drinks’ review 2009, европейцы покупают крепкий алкоголь преимущественно в HoReCa, а с началом кризиса посещаемость ресторанов и кафе снизилась.По этой причине несколько сократились продажи водки и ликеров, которые в развитых странах используются в качестве ингредиентов для коктейлей и употребляются вне дома.

По первоначальному соглашению CEDC должна была выкупить у Lion и миноритариев 58% акций "Русского алкоголя" за $680 млн в середине 2010 г. Из-за кризиса соглашение было пересмотрено: в апреле компании договорились об отсрочке выкупа до 2013 г., а сама сделка должна была стать поэтапной. Но к осени компания выкупила акции у бывших менеджеров "Русского алкоголя" и 4% у Lion Capital, увеличив пакет до 62,25%. После чего CEDC решила выкупить оставшийся пакет у Lion Capital, LQ Investors II Limited (аффилирована с Goldman Sachs), HVB Capital Partners AG (Unicredit) и Darkalley Holdings Limited (UFG Private Equity) до 23 декабря. Сумма этой сделки составила более $660 млн, а всего за 100% "Русского алкоголя" CEDC заплатила более $1 млрд.

В Беларуси скоро очередной зарубежный бренд будет местного разлива. Организовать лицензионный выпуск своей продукции собирается один из основных производителей водки в СНГ украинская компания «Nemiroff», недавно подписавшая меморандум о сотрудничества с концерном «Белгоспищепром». Таким способом правительство пытается достичь несколько целей: сократить импорт и в то же время загрузить мощности предприятий. Эксперты считают, что государство на это идет от безысходности и тем самым расписывается в собственном неумении управлять госпредприятиями.

Объем продаж алкогольных напитков и пива торговыми организациями Беларуси в январе-августе 2009 года составил 6,117 млн дал (в пересчете на абсолютный алкоголь), что на 1,3% меньше уровня аналогичного периода прошлого года, сообщили в Национальном статистическом комитете. Всего торговые организации Беларуси за январь-август реализовали на потребительском рынке алкогольных напитков и пива на Br3,184 трлн, или 12% в их розничном товарообороте.

Основной объем производства был обеспечен предприятиями концерна "Белгоспищепром". Они изготовили за 5 месяцев 4,992 млн дал этой продукции (на 9,6% больше уровня января-мая 2007 года). Предприятия концерна "Белбиофарм" за январь-май по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличили выпуск водки и ликероводочных изделий на 19,7% до 170 тыс. дал, организации, подчиненные облисполкомам - на 68,6% до 118 тыс. дал, юридические лица без ведомственной подчиненности - на 60,4% до 247 тыс. дал. Предприятия Белорусской железной дороги произвели 25 тыс. дал такой продукции (на 47,1% больше уровня января-мая 2007 года).

В конце января в США были опубликованы данные динамики рынка алкогольной продукции. Выяснилось, что быстрее всего на американском рынке растут продажи водки, причем каждый год в США появляется все больше новых водочных брэндов. Подобная тенденция наблюдается и в Европе. Эксперты объясняют это структурными изменениями в потребительских предпочтениях, которые, в свою очередь, вызваны целым рядом глубинных факторов, включая такой, как смена поколений. В последнее время продажи крепких спиртных напитков и, в частности, водки в США демонстрируют устойчивый рост. По данным совета крепких спиртных напитков США, продажи этой продукции в 2006 году выросли на 6,3%, достигнув объема $17 млрд. – это максимальный рост продаж за последние два года.

Сегодня любители водки более требовательны к своему напитку. Судя по растущей популярности суперпремиальной категории, потребителей сейчас больше интересует вкус, высокое качество и философия продукта. Семь из десяти опрошенных посетителей нью-йоркских ночных клубов без заминки назвали водку своим любимым алкогольным напитком. На сегодняшний день водка является самой большой категорией в разделе спиртных напитков и составляет 27,1% доли рынка США. Впрочем, за последний год стремительный рост категории слегка приостановился, составив 46,2 млн. ящиков. В 2005 году рынок вырос на 4,4%, что несколько меньше, чем в предыдущем. Неудержимо растет количество брендов-новинок в суперпремиальном секторе, предвещая очередной виток развития на рынке водки.

Никогда не прекращавшаяся битва за рынок качественных водок в Америке приобретает все более ожесточенный характер. Пока Европа спорит о том, можно ли считать водкой жидкость, если ее «гонят» не из картофеля и зерна, а в России наблюдается гигантский скачок заболеваний и смертей от опасных алкогольных суррогатов, американцы все чаще и чаще прикладываются к русско-польскому изобретению. Ей, родимой, или, если хотите, злодейке с наклейкой, отдают предпочтение и стар и млад, ломая традиционное представление о типовом янки как любителе виски, бренди и текилы. Потребление высших сортов водки в США с 2004 по 2005 год выросло на 8 проц.

В среднем производство водки за первое полугодие снизилось на 40%. Производство других крепких напитков сократилось на 11%. Причиной всему - увеличение акцизов в 2,5 раза. В первую очередь пострадала линейка дешевых водок: те, что стоили 8 леев, поднялись в цене до 12-13 леев. Такую продукцию тоже можно было бы назвать ходовой, если бы на первый план не вышел "левый" товар. С начала года в розничные и оптовые точки стала поступать водка по цене в 6-7 леев за бутылку. И это при том, что себестоимость подобного напитка в самом дешевом оформлении не может быть меньше, чем 3,5 лея, акциз - минимум 5 леев, а НДС - 1,7 леев. Таким образом, реализовать эту водку, причем абсолютно без прибыли, невозможно.

Продолжающийся спад в подсекторе водки в Восточной Европе - самом большом в мире региональном рынке - контрастировал с чрезвычайно высокой эффективностью данного сегмента в большинстве стран мира, чему способствовала универсальность водки и ее соответствие требованиям следующих за модой молодых потребителей, все более и более определяющих объемы продаж алкогольных напитков. Восточная Европа снижает общие показатели рынка. В Восточной Европе, на рынке которой доминирует Россия, наблюдается противостояние традиционного статуса водки и тенденций сектора. Молодые потребители отказывались от традиционных моделей потребления, переходили к альтернативным напиткам, в основном к пиву. Сдвигу способствовала как возрастающая забота потребителей о своем здоровье, поощряющая спрос на продукты с низким содержанием алкоголя, так и потребность богатых городских покупателей в импортируемом алкоголе с более современным имиджем, растущая благодаря агрессивной маркетинговой активности пивоваров.

Рынок российской премиальной водки, то есть водки, реализуемой по цене более 110–115 рублей за 0,5 литра, не безграничен – в 2005 году он составил около 15 млн. дал, или 200 млн. бутылок. Это достаточно серьезная цифра: в натуральном выражении на данную продукцию приходится 10,5% легального водочного рынка, который составляет примерно 143 млн. дал. Если же учитывать весь российской рынок водки – а по нашим расчетам, он вместе с нелегальной продукцией составляет около 175–180 млн. дал – то на долю премиальной водки российского производства приходится 8,5%. Некоторые эксперты считают, что в системе HoReCa в год потребляется около 5 млн. дал, или 65–70 млн. бутылок водки, то есть 30% всей премиальной продукции. По приблизительным подсчетам, в России действуют около 30 тысяч объектов системы общественного питания, включая привокзальные кафе и тому подобные предприятия питания, где продается алкоголь.

1% американского рынка водки стоит от $60 до $160 млн. Ежегодно в мире продают более 8 млрд. бутылок водки на 545 млрд. Более половины производимой водки потребляют братья-славяне — Россия, Беларусь, Украина и Польша. Но действительно большие деньги водочным компаниям приносят продажи алкоголя на западных рынках. В России за год выпивают 135-180 млн. дал сорокаградусной, в США — всего 45-46 млн. Но российский водочный рынок оценивается в $10-12, а американский — в $15-20 млрд. Не удивительно, что для многих водочных компаний с претензией на лидерство экспансия в США и, в целом, в западном направлении — задача номер один. Даже скромные 1-2% американского рынка ежегодно будут приносить экспортеру $180-350 млн.

Водка вышла на первое место в мире по росту продаж среди крепких алкогольных напитков, оставив позади популярные на Западе виски, ром и джин. За шесть лет, с 2000 по 2005 годы, продажи этого напитка увеличились на 6,8% (рома - на 4,2, бурбона - на 3,5, виски - на 2, а джина - на 0,3%). По абсолютным показателям водка занимает второе место с годовыми продажами в 53,7 млн. ящиков (12 бутылок по 0,75 литра), уступая лишь немного виски (годовые продажи - 54,9 млн. ящиков). Однако, учитывая тенденцию к небывалому увеличению продаж и все возрастающую популярность кристального напитка, эксперты прогнозируют его абсолютное лидерство уже в ближайшие годы. Первенство по объему продаж принадлежит американской Smirnoff (21,4 млн. ящиков), на второй позиции - шведская Absolut. Российская "Столичная" продается в объеме 2,4 млн. ящиков в год.

Связаться с нами