Четвертый квартал прошлого года оказался провальным для поставщиков персональных компьютеров (ПК) на российский рынок. Падение составило 37,8%. По итогам всего прошлого года в Россию было поставлено 9,5 млн компьютеров, что на 8,4% больше в 2007 году. Предыдущие годы поставки ежегодно увеличивались в среднем на 27%. По данным аналитиков, объем поставок персональных компьютеров в России в четвертом квартале прошлого года составил 1,8 млн штук, из которых около 720 тыс.— ноутбуки. По сравнению с тем же периодом 2007 года поставки упали на 37,8%, а к третьему кварталу 2008 года и вовсе на 63%.
Cтруктура ПК рынка в России в 2006 году выглядела следующим образом: 76,4%- настольные компьютеры, 21,4% - ноутбуки, 2,2% - серверы стандартной архитектуры. Oбъем российского рынка персональных компьютеров вырос за 2006 г. почти на 22%, составив 6,88 млн. шт. (более 5 млн. настольных ПК и почти 1,9 млн. ноутбуков). Важной тенденцией на рынке ноутбуков стало бурное развитие сегмента ноутбуков в ценовой нише до $ 1000. Лидером является компания Acer, реализовавшая за год 517 тыс. ноутбуков.
Реальная емкость рынка «десктопов» в России по итогам 2006 года составляет 6,1 млн. ПК, утверждают в аналитической компании ITResearch. «Поправка» к первоначально сделанной исследователями оценке рынка составила 1 млн. ПК — именно такой объем приходится на канал «самосбора», ранее не учитываемый аналитиками. Однако участники рынка оспорили новую оценку рынка, дав свои, не менее неожиданные цифры. Реальный объем проинсталлированной базы настольных ПК с учетом «самосбора» составил в России чуть более 6 млн. ПК, посчитали в ITResearch.
В России наступление мобильной эпохи ожидается не ранее 2010 г. Впрочем, и у нас есть свои достижения. Четыре компании, возглавившие свежий российский Top-10 крупнейших производителей компьютеров по версии IDC, — Acer, Rover Computers, Fujitsu Siemens и Hewlett-Packard — продают по большей части ноутбуки. Еще один мобильный бренд — Asus — занял в рейтинге седьмое место. Сокращение продаж десктопов больно ударит по российским компьютерным компаниям. В десятке крупнейших производителей ноутбуков лишь Rover имеет отечественное происхождение. Наши сборщики прекрасно научились конкурировать в сегменте корпоративных поставок, но не слишком-то преуспели в рознице. А если и корпорации — главные потребители десктопов — в массовом порядке начнут переходить на ноутбуки, как это делают конечные пользователи сегодня, российских производителей, которые сейчас контролируют около 94% рынка настольных ПК, ждут нелегкие времена.
Поставки персональных компьютеров (ПК), а также серверов стандартной архитектуры Intel, на российский рынок в III квартале 2006 года составили 1,98 млн. штук, что на 32% выше чем за аналогичный период прошлого года, Лидерами российского рынка портативных компьютеров в III квартале 2006 стали тайваньские Acer и Asus, на долю которых пришлось более половины поставок ноутбуков. Ежеквартальный прирост сегмента настольных компьютеров в III квартале составил 23,5%.
Многие в России предпочитают покупать компьютер перед Новым годом. Как следует из отчета Gartner, в течение IV квартала в России было продано 2,16 млн. ПК, что составляет 31,2% продаж за 2006 г. Причем треть всех продаж в октябре — декабре составили ноутбуки — это на 6% выше средней доли, занимаемой мобильными компьютерами в прошлогодней структуре продаж ПК. Неудивительно, что в IV квартале десятка ведущих поставщиков ПК в Россию наполовину состояла из компаний, которые работают в нашей стране только с ноутбуками, — Acer, Asus, Toshiba, Rover Computer и Dell. Глава представительства Acer в России Глеб Мишин говорит, что высокие продажи в IV квартале стали уже традиционными.
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы стандартной архитектуры) составил около 2580 тыс. шт. При этом 76,4% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК, 21,4%— на ноутбуки и примерно 2,2% — на серверы стандартной архитектуры. По сравнению с I полугодием 2005 г. продажи настольных ПК выросли на 5,9%, рост серверного сегмента составил 21,7%. Но наибольший прирост объемов произошел в портативном секторе — продажи ноутбуков увеличились на 46,5%. Общий же показатель темпов развития российского рынка компьютеров в денежном выражении составил 20,7%.
Аналитики отметили стремительный рост российского рынка персональных коммуникационных устройств. По сравнению с прошедшим годом объем продаж персональных коммуникационных устройств увеличился более чем на 270%. Причем главным локомотивом развития данного сегмента ИТ-рынка являются смартфоны. По данным SmartMarketing, во II квартале 2006 г. объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке составил 220 тыс. штук (271,6% относительно показателей II квартала 2005 г., 81 тыс. штук).