1093

Хорошим маслом автомобиль не испортишь. Так ли это?

Загадка: производится во многих странах и используется на всех континентах (даже в Антарктиде), число основных физико-химических показателей качества превышает 25, в Украине представлено порядка двух сотен марок, реализуемых в более чем десяти тысячах точек с невозможностью оценить объемы продаж. Что это?

avtomobil_maslo.jpg 

Это моторное масло. Продукт, без которого Ваш автомобиль – и самый новый, навороченный, и старенькая «копейка» – работать не будет, а если и будет, то недолго. Замена масла, необходимость которой определяется пробегом автомобиля, – самая популярная услуга СТО в любой стране. Автомасло является типичным сопутствующим товаром, незаменимым, но ненужным само по себе. Вот почему показатели рынка моторных масел показывают высокую корреляцию с характеристиками автопарка (числом продаж, в том числе б/у и новых автомобилей, в том числе зарубежных; средним возрастом автомобилей; типом двигателей, в частности наличием турбины, и пр.). И оба указанных рынка детерминируются макроэкономическими показателями Украины, прежде всего – уровнем доходов населения. Причем относительно рынка автомасел фактор изменения доходов влияет на два показателя: число продаж автомобилей и регулярность замены масла (при сокращении доходов автовладельцы меньше ездят и, соответственно, необходимость обновления масла наступает позднее и происходит реже).

Особенностью ситуации на этом рынке в Украине на протяжении последних двух лет является то, что заканчивается заводская гарантия на машины, проданные в предкризисный (2008 года) период бума продаж в Украине, когда активно действовала система автокредитования и за меньше чем два года было приобретено более миллиона новых автомобилей. При этом значительная часть автовладельцев, не желая рисковать, в гарантийный период все же обслуживались на официальных СТО производителей, где вопрос выбора автомасла не стоял. После завершения гарантийного периода, а особенно с учетом постепенного снижения уровня реальных доходов населения, большинство водителей переходит на обслуживание в более дешевые СТО. И здесь перед ними вопрос выбора автомасла встает ребром. С одной стороны, наши автолюбители (по данным соцопросов) предпочитают сами выбирать марку любого товара, относящегося к обслуживанию их автомобиля. С другой, очень сложно ориентироваться в море пропозиций, стремясь и показатели машины улучшить,  и средства сэкономить. Финансовый аспект здесь очень важен, поскольку потребителю предстоит сделать выбор из трех типов масла: минерального (Mineral, самого дешевого, получаемого при крекинге нефти, но имеющего широкий спектр негативных эксплуатационных характеристик); полусинтетического (Semi Synthetic, более высокой стоимости со значительно улучшенными эксплуатационными свойствами) и синтетического ( Fully Synthetic, самого дорого, полученного путем химического синтеза, однако имеющего заранее заданные свойства для различных типов автомобилей). Кроме того, на стоимость масла влияют содержащиеся в нем присадки, объем которых в отдельных специализированных марках может достигать пятой части. Среди наиболее популярных присадок отметим моющие, противоизносные (антикоррозийные, антиокислительные), антипенные, загущающие (для повышения вязкости) и пр. Такой широкий ассортимент дополнительно усложняет выбор требуемого масла.

Добросовестные реализаторы масел на вопрос о том, какое выбрать, всегда советуют читать инструкцию к автомобилю. Это единственная рекомендация, которой стоит следовать. Однако таких операторов немного. И получается, что автовладелец, особенно с небольшим опытом, может выбрать масло навскидку, а оно не подойдет к его типу двигателя, условиям эксплуатации. Такое редко, но бывает. свободно ориентируется в маслах. Они знают назубок интервалы температур, рекомендуемые по SAE (Society of Automotive Engineers) для определенных классов масел (рис. 1), и что буква W обозначает возможность зимнего использования, а цифры слева и справа характеризуют, соответственно, низко- и высокотемпературную вязкость (при этом отличия динамическую от кинематической. Отметим, что всего выделяют шесть характеристик вязкости).

 avtomobil_maslo1.png

Рис. 1. Диапазоны температур, рекомендуемые согласно классификации SAE

 

Значительная же часть водителей, выбрав определенную марку масла, старается потом соблюдать ей лояльность. При выборе они руководствуются классификацией API (American Petroleum Institute), характеризующей область применения масла. В маркировке по API, как видим, буква S отвечает бензиновым, а С – дизельным двигателям (рис. 2). Так, для бензиновых двигателей отменены классы масел до SH включительно (эти масла созданы для автомобилей до 1996 года разработки), поскольку предполагается, что каждое последующее масло улучшено, при этом охватывает все характеристики предыдущего. Что касается дизелей, то маркировка СЕ соответствует автомобилям до 1990 года с турбиной. Однако специалисты советуют владельцам старых машин не обольщаться по поводу пригодности для них новых масел и рекомендуют не заливать масло, отличающееся более чем на три позиции в классификации, иначе можно повредить мотор.

 avtomobil_maslo2.png

Рис. 2. Маркировка моторных масел по классификации API

 

Есть и еще один аспект. На нелицензионных СТО нет никакой гарантии приобретения качественного, официально реализуемого масла. Серый сегмент рынка в его структуре сопоставим по объему с суммой легального отечественного производства и импорта. И если незаконный ввоз оригинальной продукции (серый импорт) позволит владельцу просто удешевить процесс замены масла, то, попав на «сбодяженое» (на сленге автолюбителей) масло, можно просто убить автомобиль. А объемы фальсификата на этом рынке, по оценке специалистов, намного выше, чем на рынке топлива. Кроме того, отдельные частные предприниматели, раскручивая свой бренд, связанный с авторынком, заказывают партии масла на нефтеперерабатывающих заводах, реализуя их потом по демпинговым ценам. Не лучше обстоит дело и с азиатским импортом. Ключевая проблема при этом – отсутствие государственных стандартов на автомасла и, соответственно, единого независимого контролирующего органа с правами как экспертизы продукции, прежде всего – соответствия параметров масла его свойствам согласно марке, так и наказания за несоблюдение базового спектра характеристик. Фактически, автомобилист, приобретая моторное масло у неизвестного продавца, может рассчитывать только на его честное слово. Со своей стороны, известные производители, стремясь обезопасить от подделок выпускаемое автомасло, размещают голограмму на емкости, а также меняют форму последней (ручка, горлышко бутылки), наносят тиснение и пр.

Дотошными при выборе масла являются владельцы как новых машин (которые стремятся продлить как можно дольше рабочее состояние мотора), так и старых машин или машин с большим пробегом, которые не имеют материальной возможности обновить авто. И те, и те стараются за счет более качественного масла решить эксплуатационные проблемы. Частично им это удается, поскольку моторное масло оказывает определяющее влияние на динамические характеристики автомобиля, ресурс катализатора и двигателя, экономичность последнего и в целом на периодичность и глубину техобслуживания. Поэтому оптимально подобранное масло с учетом введенных в него присадок может помочь продлить срок эксплуатации двигателя.

Основной характеристикой отечественного рынка автомасел является его низкая прозрачность, дезорганизованность, невозможность получить достоверные оценки объемов продаж, причем не только в разрезе типов масел, производителей, легальности поставок и пр., а и в целом по рынку. Среди других особенностей – сокращение доли отечественной продукции, которая за период 2006–2012 годы упала на 18,9 п. п. и составила чуть больше четверти рынка. При этом существенного ценового различия между отечественными и зарубежными маслами с аналогичными свойствами не наблюдается. Государственное регулирование, проявляющееся, в частности, во введении летом 2012 года сбора за утилизацию моторных масел после их отработки, привело к почти 5%-му росту стоимости этой продукции, что в условиях постепенного падения доходов также усложняет развитие.

Если рассматривать мировой рынок автомасел, то он является высококонцентрированным: порядка одного процента ведущих производителей обеспечивают более 60% объема реализуемых масел. ТОП-15 мировых лидеров во главе с Shell представлены в табл. 1.

Таблица 1

Лидеры мирового рынка смазочных материалов

avtomobil_maslo3.png

 

На украинском рынке представлен ряд указанных торговых марок, однако преобладает российская продукция. Результаты сегментации каналов сбыта свидетельствуют, что хотя большинство автолюбителей (около 60% в 2012 году) все еще приобретает масла в розничных точках (рынки, автомагазины и пр.), однако эта доля постепенно сокращается и происходит структурный сдвиг к универсальным точкам реализации (СТО), где марку и характеристики масла посоветует не продавец, а специалист по автомобилям).

Отметим также важность для рынка сегмента, охватывающего автомасла для агротехники. В этой отрасли значительную часть машин составляют импортные (еще и преимущественно б/у), поэтому, соответственно смазочные материалы закупаются также иностранного производства, что укрепляет их позиции. Масла, поступающие в Украину для обслуживания сельскохозяйственной техники, являются специализированными, разработанными специально под погодные условия и другие эксплуатационные особенности нашей страны. Очевидное снижение затрат на ремонт и продление срока безотказной эксплуатации техники обеспечивают успех торговых марок мировых лидеров и становятся основой дальнейшего роста объемов продаж.

 

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами