1557

И все-таки, легковой автомобиль – роскошь или не роскошь?

Рынок легковых автомобилей в любой стране является одним из наиболее четких и достоверных индикаторов уровня благосостояния населения. Поэтому изучение этого рынка, его доминирующих тенденций и закономерностей их изменения может стать основой обобщенной оценки ситуации в стране в целом. Иллюстрацией этого тезиса может служить информация, приведенная на рис. 1 (номер у названия страны показывает ее место в этом рейтинге, данные по странам являются последними имеющимися и относятся к периоду 2007–2011 гг.).

avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh.png 

Рис. 1. Количество индивидуальных автомобилей на 1000 жителей в различных странах, ед.


В построенном рейтинге Украина занимает 83 позицию с показателем 158 автомобилей на 1000 жителей, примерно такое же число автомобилей (156–159 на 1000 жителей, места в рейтинге 80–86) имеют Маврикий, ЮАР, Сингапур, Македония, Науру, Алжир.. Ухудшение экономических показателей, развитие кризисных явлений однозначно и практически без лага сопровождается падением индикаторов автомобильного рынка. Например, экономический и финансовый обвал  конца 2008 года сразу как отразился на приросте текущих показателей, так и проявился в существенном сокращении результатов 2009 года (табл. 1).

Таблица 1

Прирост основных показателей автомобильного рынка Украины

avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh1.png

Далее в течение двух лет, начиная с 2010 года, происходило некоторое наращивание продаж, затормозившее в 2013 году. Следует отметить, что по итогам этого года, когда еще трудно было предположить степень ухудшения политико-экономической ситуации в Украине, большая часть операторов рынка не высказывала особого оптимизма по поводу краткосрочных перспектив его развития. Скорее, оптимистами были те из них, кто предполагал отсутствие роста рынка или незначительное его сокращение. Среди факторов, позволяющих рассчитывать на рост показателей рынка, рассматривались предложения по либерализации импорта в этой сфере, причем соответствующие рекомендации готовились к обсуждению в Москве на декабрьских межправительственных переговорах (однако до их обсуждения в силу актуализации других проблем дело так и не дошло). Также отмечалось, что введение утилизационного сбора будет способствовать наращиванию выпуска отечественных автомобилей, поэтому эти бренды могут показать развитие. Политика ценообразования, в свою очередь, не дает возможности для снижения цен на автомобили.

Оценка результатов функционирования рынка в 2014 году позволяет сделать вывод о резком сокращении его показателей. Так, объемы продаж в целом сократились на 46% (рис. 2).

 avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh2.png

Рис. 2. Объемы продаж на рынке автомобилей Украины за первые 7 месяцев года, ед.


Поквартальные темпы изменения также падают практически в течение последних двух календарных лет, со второй половины 2012 года (рис. 3). И по мнению специалистов, сокращение количества продаж на 63% по итогам второго квартала – еще не предел. Притормозить падение могли бы какие-то позитивные для экономики и страны в целом события.

avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh3.png

Рис. 3. Темп прироста объемов продаж автомобилей в Украине


В этом контексте представляет интерес анализ показателей для двадцати наиболее продаваемых иномарок в Украине (табл. 2).

Таблица 2

avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh4.png

Рост продаж Daewoo, единственного бренда, показавшего позитивную динамику, специалисты связывают исключительно с низкой базой сравнения 2013 года, когда на определенное время был прекращен импорт. Падение показателей по ряду брендов, отверточная сборка которых осуществлялась в Украине, обусловлена, по мнению экспертов рынка, отменой утилизационного сбора для импортных автомобилей. Так, существенное падение по состоянию на конец июля показали продажи Kia, Hyundai (примерно по 68% к АППГ) и особенно Chevrolet (на три четверти). Показатели продаж автомобилей ВАЗ, бывших до 2012 года единоличными лидерами отечественного рынка, а также ЗАЗ сокращаются, при этом различные модели демонстрируют разные темпы падения объемов реализации. 


legkovoy-avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh4.jpg


Обращает на себя внимание, что за первое полугодие падение показателей продаж иномарок в премиальном сегменте в 1,7 раза меньше, чем по рынку в целом (соответственно, 37% и 63%). Показатели июля продолжают ухудшаться, но соотношение примерно сохраняется (42% и 68%). При этом по количеству проданных автомобилей первенство держит Mercedes-Benz, однако его показатели, как и другого «немца» – Audi – упали на 41%. А максимальное сокращение продаж при минимальном числе проданных машин за рассматриваемый период показал Volvo (за 7 месяцев было реализовано лишь 217 единиц автомобилей этой марки, сокращение составило 59%).

Серьезнейшей проблемой авторынка Украины является очень высокий средний возраст присутствующих на нем машин. Так, на начало текущего года этот показатель составлял в целом по рынку 18,8 года (рис. 4), а для легковых автомобилей – 19,4 года. Интенсивный рост среднего возраста обусловлен резким падение продаж новых автомобилей в период кризиса  и сразу после него.

legkovoy-avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh5.jpg

Рис. 4. Средний возраст автомобилей в Украине (на начало года), лет


Остановимся на характеристике вторичного авторынка в Украине. Рейтинговый список наиболее популярных марок автомобилей, сформированный по итогам их продаж на вторичке в 2013 году имеет вид: Daewoo, ВАЗ, Toyota, Mitsubishі, Volkswagen, Skoda, Hyundai, Chevrolet, Mercedes-Benz, BMW. При этом высокая продаваемость машин первых двух марок (соответственно, модели Lanos и 3, 6, 7, 9) определяется их довольно высокой доступностью для украинца со средними доходами. Основным критерием выбора для большинства покупателей является даже не абсолютное значение цены, а соотношение цена / качество. Растет спрос на машины с автоматической коробкой передач, а также на модели с дизельными и газовыми двигателями. Продажи на вторичном рынке преимущественно осуществляются в двух ценовых диапазонах: 8–12 тыс. долл. США (бюджетный вариант) и 25–35 тыс. долл. США (престижные автомобили). Промежуточный интервал (15–20 тыс. долл. США) считается наименее удачным, поскольку за эту сумму можно приобрести новую машину среднего класса, при этом б/у престижная машина имеет очень большой пробег или битая. Последнее обстоятельство является одной из наиболее серьезных проблем для вторичного рынка. Специалисты рекомендуют приобретать машину, особенно если ее цена ниже, чем на аналогичные автомобили, только после консультации со специалистом. Такие услуги предлагают компании-брокеры, занимающиеся поиском машин на вторичном рынке, а также ряд страховых компаний при покупке автомобиля в кредит, условием чего, помимо значительных выплат (например, в Пенсионный фонд), обусловленных указанием реальной стоимости транспортного средства, является его страхование по КАСКО. Кроме того, важно обращать внимание на документы, а именно, на соответствие указанных там номеров фактическим данным (во избежание дальнейших проблем с правоохранительными органами).


legkovoy-avtomobil-roskosh-ili-ne-roskosh6.jpg


Популярность приобретения машин на вторичном рынке меняется во времени и в значительной мере определяется государственным регулированием импорта. В относительно спокойные периоды на вторичном рынке 2–3-летнюю машину можно купить дешевле на четверть стоимости нового автомобиля. Когда же государство начинает лоббировать интересы отдельных отечественных производителей, в результате получаем увеличение цен на легальном вторичном рынке при значительном росте серого импорта. Так, рост таможенных пошлин и акцизов в отдельные период приводил к показателям регистрации б/у машин на уровне 1% от общего количества зарегистрированных автомобилей. Напомним, что в апреле 2014 года был отменен действовавший в течение 7 месяцев (с сентября 2013 г.) утилизационный сбор, при этом накануне (а именно, в марте) было принято решение об удвоении ставки акцизного сбора на новые авто.

Средний возраст продающихся в Украине б/у автомобилей в 2012 году составляет 13,2 лет. Для иномарок этот показатель немного превышает 11 лет, а для машин, произведенных российскими и украинскими предприятиями, он приближается к 19 годам. В настоящее время ситуация не дает оснований для ожидания улучшения. Покупательная способность населения продолжает сокращаться, и ожидаемые к концу года значения макроэкономических показателей вряд ли станут фактором ее роста в ближайшем будущем.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами