1797

Далеко ли отъедем от розетки?

Непросто описывать рынок, оценивать динамику его показателей и тенденции развития, когда число объектов на нем по разным оценкам составляет от ста до нескольких сотен экземпляров. Примерно столько электромобилей (с учетом незарегистрированных машин, используемых для перевозки туристов в крупных гостиничных комплексах, куда доступ ограничен) имеется сейчас в Украине. При этом точное число машин оценить непросто. Так, по официальным данным за 2012 год в стране прошли регистрацию 24 электромобиля, в 2013 году –  всего 1 машина. Однако сторонники перехода на электропередвижение, рассказывая об успехах и перспективах развития этого рынка в Украине, указывают на рост за 2013 год до 40%. Проблема учета электромобилей состоит в том, что на рынке Украины имеются импортированные машины (кодируемые в большинстве случаев обозначением EV), продукция собственного производства (предприятие «СИГ Моторс», Симферополь, сборка из комплектующих китайского происхождения), а также переделываемые под электрику действующие автомобили (особенно «Таврия»), уникальные образцы, созданные отечественными умельцами своими руками, и собранные в промышленных масштабах по индивидуальному заказу автомобили на основе закупаемых кузова и комплектующих как популярных марок (типа Audi), так и машин премиального ценового сегмента (Jaguar, Ferrari).

История развития электромобилестроения началась вскоре после создания машин с бензиновым двигателем. Первая электроповозка (тележка с электромотором) была создана в начале 1840-х годов. Сконструированный в 1900 году автомобиль Lohner-Porsche первоначально предлагался в варианте на электрическом ходу, и только потом была выполнена его реконструкция до гибридного варианта. Примерно два десятилетия развитие электромобилей шло довольно активно в общем створе поиска наиболее оптимального способа организации передвижения. Уже в 1910 году большая часть такси Нью-Йорка имели электромоторы (их число составляло примерно 70 тысяч штук). В течение ХХ века развитие этой техники шло преимущественно путем создания отдельных образцов, большая часть которых не дошла до крупных серий. Всплеск активности произошел в связи с обострением  экологических проблем, а позднее – со скачком мировых цен на бензин, с одной стороны, и популяризацией «зеленого» движения во многих странах, прежде всего – европейских. Однако в середине 1980-х годов кардинально изменилась ситуация на рынке нефти, и «бензиновое» лобби переориентировало направления научных и конструкторских разработок в сфере автомобилестроения на свою пользу. Этому посодействовали и неудовлетворительные эксплуатационные характеристики создаваемых опытных моделей, прежде всего в части несовершенства источников электроэнергии. В связи с этим развитие технологий электрического автомобилестроения в последний период идет в направлении усовершенствования аккумуляторных батарей, которые за последние четыре года при улучшении технических характеристик показали сокращение стоимости вдвое. На сегодня итогом развития этого направления авторынка, свидетельствующим о его мощном потенциале, является проведение в Пекине 14 сентября текущего года гонок «Формулы 1» на электромобилях. Особенностью этого заезда была смена гонщиком машины в середине дистанции, поскольку и ныне аккумуляторы не выдерживают интенсивные соревнования (скорость порядка 225 км / ч, продолжительность около часа).

Итак, первый недостаток электромобилей понятен: несовершенство аккумуляторных батарей. Из него вытекает следующий: несмотря на то, что заряжать электромобиль можно практически от обычной розетки, длительность полной зарядки составляет 6–8 часов. В настоящее время созданы специальные зарядные колонки, где этот процесс сокращен до получаса, однако создание сети таких заправок даже в столице – дело будущего.

 

 daleko-li-otedem-ot-rozetki.jpg

 

Таким образом, среди задач содействия росту доли сегмента электромобилей на рынке автотранспорта – формирование соответствующей инфраструктуры. В этом контексте интересно отметить недавнее открытие в Киеве очередной публичной заправки, организованное компанией «Торговый дом – НИКО», официальным импортером Mitsubishi. Компания позиционирует эту точку как общедоступную и бесплатную. Однако наиболее серьезным недостатком этих машин, особенно для украинских автолюбителей, является их высокая стоимость. В среднем новая заводская машина, имеющая определенные характеристики, стоит вдвое дороже аналогичной с бензиновым (дизельным) двигателем.

Приверженцы же «чистых» машин пропагандируют достоинства последних, среди которых выделяют как выгодные для владельца, так и полезные для страны в целом. Среди таких преимуществ:

1) экономичность эксплуатации. В ценах 2013 года оценка средней стоимости перемещения в городе на 100 км составляет 5,5–7,7 грн (10–14 кВт) и 104–130 грн (8–10 л бензина) для экономичных вариантов электро- и бензинового автомобилей;

2) отсутствие копоти и выхлопных газов при движении. Этот аспект вместе с первым, являются основными при изложении преимуществ электромобилей;

3) низкие требования по техосмотру (нет необходимости регулярного осмотра топливной системы и собственно двигателя, периодически контролируется лишь ходовая);

4) отсутствие необходимости в замене свечей, фильтров, моторного масла, клапанов и пр., а также дополнительных проблем, вызванных низким качеством указанных товаров;

5) комфортная езда. Все, кто пользовался услугами электротранспорта, отмечают отсутствие шума, плавную и безопасную (с точки зрения возможных поломок) езду. Эти машины проще  и практичнее обычных.

Перечисленные достоинства частично проиллюстрированы на примере одного из наиболее распространенных в Украине электромобилей Mitsubishi i-MiEV (рис. 1). Эти машины появились в нашей стране накануне 2012 года, а до того в течение пары лет они активно осваивали рынки почти двух десятков стран Европы. Несмотря на довольно высокую стоимость (порядка 46 тыс. долл. США), полтора десятка таких машин были закуплены компанией ДТЭК и ныне их можно увидеть как рекламные модели в Киеве (ранее – и в Донецке). Однако хотя популяризаторы электромобилей подчеркивают их долговременную выгодность, доминирующая часть автолюбителей дожидается сокращения срока окупаемости первичных затрат и лишь небольшое количество наиболее сознательных граждан изыскивают способы электрификации средства передвижения.  

 

daleko-li-otedem-ot-rozetki1.jpg 

 

Рис. 1. Особенности и преимущества электромобиля i-MiEV (Mitsubishi)

 

Отметим, что ситуация на мировом рынке электромобилей существенно отличается от украинской. Жители развитых стран уделяют особое внимание проблемам экологии, поэтому здесь увеличение автопарка с электротягой происходит намного более высокими темпами. Так, по итогам 2013 года объем мировых продаж электромобилей составил примерно 200 тыс. штук, что вдвое превышает показатель предыдущего года. О внимании к этим вопросам может свидетельствовать тот факт, что экспертами в сфере экологии транспорта из Евросоюза, США, Японии, стран БРИК и др. создана международная некоммерческая организация The International Council on Clean Transportation (далее – IССT), которая среди своих задач указывает сокращение выбросов СО2 в транспортном секторе, обусловливающем порядка четверти парниковых газов. В программах, разрабатываемых IССT, отдельно рассматриваются  как легковые электромобили, так и электроавтобусы, гольф-кары (для перевозки туристов), грузовики (часто гибридные).

Основные показатели, характеризующие загрязнение атмосферы и структурирование выработки электроэнергии в мире, представлены на рис. 2


daleko-li-otedem-ot-rozetki2.jpg


 Рис. 2а. Объем выбросов СО2 в атмосферу, 2012 год, млрд тонн


daleko-li-otedem-ot-rozetki3.jpg


Рис. 2б. Структура мирового производства электроэнергии, %


Еще одной иллюстрацией осознания на государственном уровне важности перехода на электрические двигатели являются высокие налоговые льготы вплоть до полного отсутствия регистрационной оплаты и ежегодных выплат за содержание транспортных средств для владельцев гибридных автомобилей в Голландии. Это позволяет снизить базовую стоимость электромобиля на 75%. Высокие скидки существуют также во Франции, Дании и других странах Европы. В результате исследований, проведенных IССT, отмечена высокая корреляция показателей продаж электромобилей в стране и уровня налоговых льгот. Наиболее популярные электромобили в мире представлены на рис. 3.

 

 daleko-li-otedem-ot-rozetki4.jpg

 

Рис. 3. ТОП-6 моделей, наиболее популярных в мире по итогам 2012 года и их основные характеристики

 

Ключевым аргументом для активизации деятельности на этом сегменте автомобильного рынка Украины, помимо необходимости защиты окружающей среды (особенно в крупных промышленных городах), является обострение ситуации с традиционным топливом, преимущественно поступающем из России (в виде как сырья, так и готового топлива, при этом в контексте и объемов поставок, и их стоимости). Электроэнергия же производится в Украине в достаточном количестве, и вопрос состоит только, как было отмечено выше, в организации заправок. Украина, двигаясь в европейском направлении, также пошла по пути подготовки законодательства по введению налоговой льготы на операции по ввозу электромобилей в страну, а также их реализации (для не более чем девятиместных электромобилей). Эти положения указаны в соответствующем законопроекте (№ 4205а, полученный 01.07 2014 года), в обосновательной части которого отмечена необходимость гармонизации правового поля Украины с европейским законодательством и острая потребность в обеспечении энергетической независимости Украины.

Как перспективный проект в этой сфере в настоящее время рассматривается организация таксопарка в Киеве на основе электромобиля evA-4 гонконгского производства (порядка 200 штук). Эта машина линейки Bio Auto второго поколения, пятидверная версия, она имеет довольно высокий запас хода (до 150 км), экономическую скорость 45 км / ч и максимальную – порядка 90 км /ч. Проектом предполагается закупка автомобилей на средства частного инвестора, при этом два других участника – киевский метрополитен и предприятие «Киевпастранс» – предоставят, соответственно, зарядные станции (от электросетей метрополитена) и место для размещения парка. 

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами