1159

Бизнес по обслуживанию автомобилей как перспективное инвестирование средств

one_hundred.jpgЛюбой автолюбитель, даже если он уверенно и безопасно ездит на своей надежной машине, несколько раз в год заезжает на станцию технического обслуживания (далее – СТО). Записываясь за неделю к своему мастеру, обсуждая с друзьями и коллегами, где лучше всего переобуть свою любимицу Вы, наверняка, подумывали о том, что хорошо бы иметь собственную мастерскую, где без потери времени можно получить все услуги при гарантированной подлинности запчастей. Аналитики рынка даже в настоящее, сложное для ведения бизнеса время рассматривают предпринимательство в сфере оказания услуг автосервиса как целесообразное направление и для создания нового бизнеса, и для расширения уже действующего. Таким образом, если у вас есть свободные средства или Вы знаете, где их можно привлечь, то необходимо только определиться, что именно Вы хотите открыть, и обращаться к специалистам за составлением бизнес-плана.

СТО, действующие на украинском рынке, можно классифицировать по ряду признаков. Так, по назначению (иногда и по размещению, техническому оснащению) станции делятся на городские и дорожные. Последние оказывают техническую поддержку всем видам транспорта – и легковым, и грузовым автомобилям, автобусам. Такие СТО характеризуются как универсальные, имеют несколько постов, специалисты широкого профиля осуществляют, помимо устранения мелких неисправностей, также крепежные, смазочные, регулировочные и пр. работы. Дорожные станции обычно являются элементом комплекса наряду с АЗС и продажей товаров автохимии, практически всегда при них есть кафе для отдыха водителей. Перспективным плюсом этого вида СТО (который, к сожалению, пока проявляется очень слабо), является то, что в Украине разработаны государственные программы по улучшению имиджа страны как мощной транзитной державы. В этих программах (например, целевой экономической программе развития автодорог до 2018 года, ответственным исполнителем по которой является Мининфрастуктуры) указано на необходимость развития элементов дорожной инфраструктуры, относящихся к объектам сервиса. Толчком к развитию этого сегмента СТО должна была стать реализация мероприятий в рамках Концепции транспортного обслуживания Евро-2012, однако они были выполнены не в полном объеме.

Среди городских СТО выделяют:

1) по набору предоставляемых услуг: специализированные (услуги по определенной модели автомобиля), комплексные (всеохватывающие), СТО от автозаводов. Особенностью последних является то, что они, во-первых, информируют предприятия-изготовители о качестве автомобилей, а во-вторых, на их базе часто организовываю центры обучения персонала указанных предприятий;

2) по количеству рабочих постов: малые (до десяти постов), средние (до 35 постов), большие (более 35). С увеличением СТО растет перечень выполняемых операций, их сложность. Большие СТО могут быть оснащены поточными линиями;

3) по организации СТО: так называемые «гаражи», независимые СТО, дилерские СТО (рис. 1).

 one hundred2.png

Рис. 1. Структура рынка СТО по их видам

 

Планирование является оправданным шагом при открытии любого бизнеса. Если вы предприниматель-новичок, специалисты-разработчики осветят Вам ситуацию на рынке, подскажут, на что надо обратить особое внимание и как правильно спланировать все стадии деятельности вплоть до прогнозирования направлений дальнейшего развития. Если Вы свободно ориентируетесь на рынке, разработчики бизнес-плана помогут Вам подготовить презентацию и пакет инвестиционных документов для привлечения финансирования в проект. Учитывая, что минимальные затраты на открытие средней СТО оцениваются в 40 тыс. долл. США (а покупка «под ключ» уже действующей станции с двух-трехлетней наработкой авторитета и клиентуры в Киеве обойдется в 75–250 тыс. долл. США в зависимости от площади, района и оснащенности оборудованием), работа с инвесторами станет важным шагом предварительного этапа организации СТО.

one_hundred3.jpgПодходя серьезно к организации своего дела, вряд ли Вы захотите открыть так называемую «гаражную мастерскую», где на маленькой площади работают один-два мастера, ранее трудившиеся на большой СТО. Направлением Ваших интересов вначале станет независимая СТО, размер которой (количество постов) и, соответственно, число сотрудников будет зависеть от планируемого масштаба. На первом этапе Вы можете работать как СПД, что позволит получить лимит на сумму, проводимую по безналичным расчетам, сократить выплаты и упростить систему учета. Если же Вы укрепитесь на этом рынке, и ситуация в стране будет располагать к расширению бизнеса, в значительной мере завязанного на импортные поставки, то следующим шагом логично станет создание дилерской СТО выбранной Вами фирмы (при этом форма организации бизнеса будет изменена). Если в докризисный период этот сегмент рынка техобслуживания характеризовался дороговизной и невысоким (относительно цены) качеством, поскольку продажи новых иномарок росли высокими темпами, а обслуживание на дилерских СТО было обязательным условием гарантии, то сейчас ситуация изменилась. Заинтересованные в клиентах сотрудники дилерских СТО, которые покидает большая часть клиентов после окончания гарантийного срока, а число новых существенно упало в связи с сокращением объемов продаж новых автомобилей, также стараются оптимизировать стоимость ремонтов, предоставляют льготы и бонусы постоянным клиентам, стремясь расширять круг последних. Существенными преимуществами таких СТО является наличие самого современного оборудования, что позволяет выполнять работы любой сложности, а также более высокая вероятность «родных» запчастей (последний фактор является особо важным для клиентов, имеющих импортные машины среднего ценового диапазона).

Предполагая дальнейшее развитие бизнеса, следует изначально уделить самое пристальное внимание месту его размещения. Обратите внимание на наличие удобной развязки на загруженной трассе, возможность расширения площадей, наличие рядом гаражных кооперативов, бизнес-центров и крупных ТРЦ. Реклама Вашей станции должна быть видна с дороги, поэтому стоит найти (или возвести) здание в пару этажей. Необходимая площадь для станции на 10 постов при оказании услуг автомойки, шиномонтажа, ремонта (с учетом административных, складских, бытовых и санитарно-гигиенических помещений, а также внутренних проездов (проходов)) оценивается примерно в 600 кв. м. Способы приобретения нужного Вам места также посоветуют специалисты, равно как и особенности организации обслуживания СТО (электроэнергия, подача и отвод воды, вывоз мусора и пр.). При выборе оборудования Вам наверняка посоветуют приобретать новое, у производителя и с гарантийным обслуживанием. Оно примерно вдвое дороже, однако расходы на эксплуатацию б/у техники в итоге превышают эту разницу. Здесь действительно «скупой платит дважды». Набор оборудования и инвентаря также будет представлен в бизнес-плане. При этом отметим, что расходные материалы целесообразно закупать оптом, на квартал, что обеспечивает до 10% скидки.

Финансовые показатели рынка (рис. 2) демонстрируют колебательный характер, обусловленный изменением экономической ситуации в стране.

 one hundred4.png

Рис. 2. Емкость рынка техобслуживания (сегмент легковых автомобилей), млрд грн

 

С большой вероятностью можно предположить, что итоги 2014 года будут не самыми оптимистичными для украинского автосервиса. Снижение доходов населения приводит как сокращению абсолютного значения емкости рынка автосервиса, так и к его реструктурированию, а именно, переходу  потребителей в серый сегмент (рис. 3).

Указанная информация относится к деятельности легальных (авторизованных, сертифицированных) СТО. Проблемой же украинского рынка автосервиса является значительная доля теневых мастерских. Эксперты рынка оценивают соотношение легального (независимые и дилерские СТО) и нелегального (мастерские в гаражах) сегментов как 1:2. В последних ремонтируются, как правило, автомобили, начиная с 8-летнего возраста. Значительная часть таких СТО специализируется по операциям, мастер (с помощником) работают быстро и качественно, т. к. информация о них распространяется напрямую между клиентами. Основными критериями обращения в такие мастерские является самая низкая стоимость оказываемых услуг среди всех перечисленных типов мастерских при высоком качестве работы.

one hundred5.png

one hundred6.png 

Рис. 3. Показатели украинского рынка автосервиса

 

Таким образом, бизнес в сфере автосервиса в условиях нехватки СТО (незаполненности рынка примерно на треть) может быть выгодным. Среди прочих факторов – старение автопарка, которое в Украине приобретает угрожающие размеры, причем даже намеков на улучшение ситуации пока не предвидится в связи с существенным сокращением покупательной способности значительной части населения страны. Сама по себе старение для работников СТО является позитивным, однако обвал национальной валюты вызывает значительное удорожание запчастей и расходных материалов. Еще одним фактором-дестимулятором является проявившееся в текущем году сокращение выплат по полисам возмещения за ремонт застрахованных автомобилей. В качестве ключевых направлений развития специалисты указывают рост концентрации по видам услуг (комплексные СТО) и организацию мелких локальных сервисов. Прогнозы на краткосрочную перспективу, сделанные разными маркетинговыми компаниям, существенно отличаются: от продолжения падения объемов реализации услуг из-за отказа клиентов от регулярного гарантийного обслуживания и переносе необязательных ремонтных операций на будущее до ожидания небольшой плюсовой динамики, сформированной, однако, неавторизованными мастерскими, стоимость услуг в которых продолжает в среднем оставаться примерно на треть ниже. Однако наличие большого числа автомобилей в Украине (порядка 12 млн), средний возраст которых превышает (в отдельных сегментах) два десятилетия при недостаточном предложении будет обусловливать спрос на услуги автосервиса и работу СТО на уровне выше точки безубыточности.

смотреть следующую новость

Другие новости

Связаться с нами